Рихтер Святослав Теофилович / Richter Sviatoslav Teofilovich

T

Twirl

Святосла́в Теофи́лович Ри́хтер (нем. Richter; 7 (20) марта 1915, Житомир — 1 августа 1997, Москва) — советский и российский пианист, культурный и общественный деятель, один из крупнейших музыкантов XX века.
Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал сочинения от музыки барокко до композиторов XX века, нередко он исполнял целые циклы произведений, как, например, «Хорошо темперированный клавир» Баха. Заметное место в его творчестве занимали сочинения Гайдна, Шуберта, Шопена, Шумана, Листа и Прокофьева. Исполнение Рихтера отличается техническим совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля.


picture.php

Рука Рихтера, фото Ю.Щербинина

материал из Матушки-Википедии
Биография

Рихтер родился в семье талантливого немецкого пианиста, органиста и композитора Теофила Даниловича Рихтера (1872—1941), преподавателя Одесской консерватории и органиста городской Кирхи, мать — Анна Павловна Москалёва (1892—1963), из дворян. Во время Гражданской войны семья была разъединена и Рихтер жил в семье тётки, Тамары Павловны, от которой унаследовал любовь к живописи, ставшей первым его творческим увлечением.
В 1922 семья переехала в Одессу, где Рихтер начал учиться игре на фортепиано и композиции, будучи в основном самоучкой. В это время он также пишет несколько театральных пьес, интересуется оперным театром и вынашивает планы стать дирижёром. С 1930 по 1932 Рихтер работал пианистом-концертмейстером в Одесском Доме моряка, затем — в Одесской филармонии. Первый сольный концерт Рихтера, составленный из сочинений Шопена, состоялся в 1934 году, вскоре он получает место аккомпаниатора в Одесском оперном театре.
Его надежды стать дирижёром не оправдались, в 1937 году Рихтер поступает в Московскую консерваторию в класс фортепиано Генриха Нейгауза, однако уже осенью был из неё отчислен, отказавшись изучать общеобразовательные предметы, и уехал обратно в Одессу. Вскоре, тем не менее, по настоянию Нейгауза, Рихтер возвращается в Москву и восстанавливается в консерватории. Московский дебют пианиста состоялся 26 ноября 1940, когда в Малом зале консерватории он исполнил Шестую сонату Сергея Прокофьева — впервые после автора. Ещё через месяц Рихтер в первый раз выступает с оркестром.
Во время войны Рихтер вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде. В исполнении пианиста впервые прозвучал ряд новых сочинений, в том числе Седьмая фортепианная соната Сергея Прокофьева.



После войны Рихтер получает широкую известность, победив на Третьем всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (первая премия была поделена между ним и Виктором Мержановым), и становится одним из ведущих советских пианистов. Концерты пианиста в СССР и странах Восточного блока пользовались большой популярностью, однако выступать на Западе ему в течение многих лет не разрешалось. Это было обусловлено тем, что Рихтер поддерживал дружеские отношения с «опальными» деятелями культуры, среди которых были Борис Пастернак и Сергей Прокофьев. В годы негласного запрета на исполнение музыки композитора пианист часто играл его произведения, а в 1952 в первый и единственный раз в своей жизни выступил в качестве дирижёра, проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели с оркестром (солировал Мстислав Ростропович)
Настоящей сенсацией стали концерты Рихтера в Нью-Йорке и других городах Америки в 1960 году, за которыми последовали многочисленные записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными. В том же году музыканту присуждается премия «Грэмми» (он стал первым советским исполнителем, удостоенным этой награды) за исполнение Второго фортепианного концерта Брамса.
В 1960—1980 годах Рихтер продолжил активную концертную деятельность, давая более 70 концертов в год. Он много гастролировал по разным странам, предпочитая играть в камерных помещениях, чем в больших концертных залах. В студии пианист записывался мало, однако сохранилось большое количество «живых» записей с концертов.
Рихтер — основоположник ряда музыкальных фестивалей, в том числе знаменитых «Декабрьских вечеров» в Музее имени Пушкина (с 1981 года), в рамках которых выступал с ведущими музыкантами современности, в числе которых — скрипач Олег Каган, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович и Наталья Гутман. В отличие от многих своих современников, Рихтер никогда не занимался преподаванием.



В последние годы жизни Рихтер из-за болезней часто отменял концерты, но продолжал выступать. Во время исполнения по его требованию на сцене была полная темнота, и лишь ноты, стоящие на пюпитре фортепиано, освещались лампой. По мнению пианиста, это давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не отвлекаясь на второстепенные моменты.
Последний концерт пианиста состоялся в 1995 году в Любеке. Через два года пианист скончался от инфаркта.
Память


Библиография


  • Мильштейн Я. Святослав Рихтер, «Советская музыка», 1948, No 10;
  • Дельсон В. Святослав Рихтер, М., 1961;
  • Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры, 3 изд., М., 1967;
  • Рабинович Д. Портреты пианистов, 2 изд., М., 1970.
  • Гаккель Л. Для музыки и для людей, в сб.: Рассказы о музыке и музыкантах, Л.-М., 1973;
  • Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям, М., 1983;
  • Цыпин Г. М. С. Рихтер. Творческий портрет, М., 1987;
  • Башкиров Д. Безграничность ощущения музыки, «СМ», 1985, № 6;
  • Нейгауз С. Нравственная высота, величие духа, «СМ», 1985, № 6;
  • Коган Г. Гордость советского искусства. В кн.: Избранные статьи, в 3, М., 1985.
  • Bruno Monsaingeon, Sviatoslav Richter: Notebooks and Conversations (Princeton University Press, 2001
  • Бруно Монсенжон, Рихтер. Диалоги. Дневники Издательство: Классика ХХI, 2007 г.
 
T

Twirl

Святослав Теофилович Рихтер

Вероятно, сейчас немногие из современного поколения знают это имя. Рихтер, гений фортепиано, величайший художник... 1 августа исполняется 10 лет со дня его смерти.
Выкладываю в "осле" уникальную видеозапись исполнения Рихтером последней (32ой) сонаты Бетховена. Запись сделана в Японии в 1974 году.
AVSEQ04.mpeg - 249.81 Mb [124-127]

P.S. Непременно заходите на www.sviatoslavrichter.ru!
 

Маргоша

Ословед
Да, Рихтер - гениальный пианист, потрясающий музыкант. Он всегда точно передавал замысел композитора.
У тебя есть еще что-нибудь в его исполнении? Хотелось бы послушать.
P.S. Спасибо за Бетховена!
 
T

Twirl

У меня есть практически весь записанный Рихтер.
Ну вот, например:
Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром №2
1. Maestoso.mp3 - 21.87 Mb [124-127]
2. Larghetto.mp3 - 13.15 Mb [124-127]
3. Allegro vivace.mp3 - 13.64 Mb [124-127]
Святослав Рихтер, фортепиано; Государственный академический симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (1966)
 

huh?

Ословед
Я на похоронах был.
Живьём слушал лет в 14, помню смутно.
 

huh?

Ословед
32я соната имхо лучшая у Бетховена. Мне она так и не далась, совершенно умопомрачительно сложная вторая часть. Не столько в техническом смысле, сколько в философском. Мало кому удалось ее Сыграть. В исполнении Гринберг например слушать невозможно.

Спасибо за видео, это очень круто.
 
T

Twirl

Мало кому удалось ее Сыграть
Артур Шнабель в 30-х годах
Мария Юдина в 50-х
Рихтер в 70-х и 90-х
И недавно гениально ее исполнил Михаил Плетнев в Карнеги-холле. Могу выложить
 

huh?

Ословед
Twirl

И недавно гениально ее исполнил Михаил Плетнев в Карнеги-холле. Могу выложить

Давай. Спасибо.
 

Маргоша

Ословед
Слушала когда-то Рахманинова концерт №2 (Рихтер), очень понравилось. Есть возможность выложить?
 

SnoNik

Ословед
Выкладываю в "осле" уникальную видеозапись исполнения Рихтером последней (32ой) сонаты Бетховена. Запись сделана в Японии в 1974 году.
AVSEQ04.mpeg - 249.81 Mb [124-127]
Очень интересно было послушать и посмотреть на Рихтера, т.к. видеть до этого его не приходилось...
 

Маргоша

Ословед
С.Рихтер был не только выдающимся солистом, но и уникальным ансамблистом. Он выступал с такими музыкантами как: Н.Дорлиак, Д.Фишер-Дискау, Д.Ойстрах, М.Ростропович, О.Каган и др.
Есть ли такие записи?
 
T

Twirl

Есть, кое-что я уже выкладывал.
Рихтер выступал и с другими не менее именитыми солистами и коллективами: квартетом им. Бородина, Юрием Башметом, Петером Шрайером, Бенджамином Бриттеном и др.
Постараюсь если будет время что-нибудь выложить
 

sia_74

Ословед
Че-то много шума по поводу Рихтера!..суховат он,играет без души,как машина,наверное потому,что слишком много занимался техникой,в отличие от того же Горовица,который сравнительно мало упражнялся,особенно в последние годы,при этом технически ему не уступает,а по одухотворенности игры однозначно превосходит. Я еще не поленюсь,выложу Гленна Гульда и Артуро Микеланджели.тогда поговорим..:hi:.
 

Маргоша

Ословед
Че-то много шума по поводу Рихтера!..суховат он,играет без души,как машина,наверное потому,что слишком много занимался техникой,в отличие от того же Горовица,который сравнительно мало упражнялся,особенно в последние годы,при этом технически ему не уступает,а по одухотворенности игры однозначно превосходит. Я еще не поленюсь,выложу Гленна Гульда и Артуро Микеланджели.тогда поговорим..:hi:.

Простите, но я не соглашусь с вами. :idontno:С чего вы взяли, что он сухо играет (если не сказать больше)? Прослушанные записи лично мне говорят об обратном.
 

SnoNik

Ословед
Простите, но я не соглашусь с вами. :idontno:С чего вы взяли, что он сухо играет (если не сказать больше)? Прослушанные записи лично мне говорят об обратном.
Музыка диалектична по природе. Поэтому нельзя сказать о том что кто-то играет сухо... Можно сказать только что "играет более сухо" чем....
 
Сверху