Логика, ошибки и немного полемики

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Sinoptik

Ословед
Outbreak написал(а):
Я не про них, а про то, что мы (ну я:)) типа неправомерно сужаем круг законов логики.
Ну подобное сужение можно обосновать дидактически, а по сути - согласен
 

[DaRkHaC]

Ословед
Есть одно добавление к лекционной части:

Софизмы - это логически ВЕРНО доказаные, в корне неверные утверждения. Прошу не путать с апориями и абсурдом. Прошу автора темы дать отличия апории и абсурда от софизма, у него лучше с палемикой. Часто замечаю что форы думают что софизм основан на ошибке, это не так софизм доказывается полностью верным логическим путем!!!

Кто даст примеры софизмов, апорий(кроме зеноновских) и абсурда?
 

Outbreak

Ословед
[DaRkHaC];2283045 написал(а):
Есть одно добавление к лекционной части:

Софизмы - это логически ВЕРНО доказаные, в корне неверные утверждения. Прошу не путать с апориями и абсурдом. Прошу автора темы дать отличия апории и абсурда от софизма, у него лучше с палемикой. Часто замечаю что форы думают что софизм основан на ошибке, это не так софизм доказывается полностью верным логическим путем!!!

Кто даст примеры софизмов, апорий(кроме зеноновских) и абсурда?
Нет, софизмы как раз основаны на логической ошибке. А вот апории и парадоксы обычно связаны либо с неверным допущением доказывающего, либо с действительной проблемой в теории.
Из выложенного выше учебника Ивина:
В обычном и распространенном понимании софизм — это умышленный обман, основанный на нарушении правил языка или логики. Но обман тонкий и завуалированный, так что его не сразу и не каждому удается раскрыть. Цель его — выдать ложь за истину.
Абсурд в логике обычно - внутренне противоречивое высказывание. Иногда также - бессмысленное высказывание.

Примеры софизмов:
Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя рога", "Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит", "Этот пес твой; он отец; значит, он твой отец" (этот последний - из диалога Платона "Евтидем", кажется).
Пример парадокса - знаменитый парадокс Рассела. Кто бреет брадобрея, который бреет всех, кроме тех, кто бреется сам. На самом деле есть математическая формулировка без брадобрея и бритья:).
 

[DaRkHaC]

Ословед
да? Софизм - логически неверное утверждение логически верно доказаное.(с) Ожегов
 

[DaRkHaC]

Ословед
Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя рога", "Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит", "Этот пес твой; он отец; значит, он твой отец" (этот последний - из диалога Платона "Евтидем", кажется).

нет, это не софизмы:
1) упрощу твой пример - все люди смертны. вася тоже сметртен. разве это значит что вася человек?
2)это софизм не спорю
3) это уже не логика а попытка сложения фраз. сдесь вообще нет логических расуждений.
 

Outbreak

Ословед
[DaRkHaC];2283936 написал(а):
да? Софизм - логически неверное утверждение логически верно доказаное.(с) Ожегов
Ожегов вряд ли больше компетентен в логике, чем автор учебника и других работ по логике, да и звучит определение коряво:).

[DaRkHaC];2283962 написал(а):
нет, это не софизмы:
1) упрощу твой пример - все люди смертны. вася тоже сметртен. разве это значит что вася человек?
Нет, не значит. Но пример был другим, там неверное допущение, но верный вывод, в твоем примере логически неверен сам вывод.
[DaRkHaC];2283962 написал(а):
3) это уже не логика а попытка сложения фраз. сдесь вообще нет логических расуждений.
Исторические софисты этим тоже занимались, это пример из Платона, из разговора Сократа с софистом. И как раз подходит под приведенное выше определение:
обман, основанный на нарушении правил языка или логики.
 

[DaRkHaC]

Ословед
кто как может объяснить следующие:
Софист - нигилист находящийся в ауторакстичном состоянии, не прибегающий к палемике, один из шагов на пути к солипсисту.

типа софист - сонная муха, не умеющая спорить?
 

Outbreak

Ословед
[DaRkHaC];2317803 написал(а):
кто как может объяснить следующие:
Софист - нигилист находящийся в ауторакстичном состоянии, не прибегающий к палемике, один из шагов на пути к солипсисту.

типа софист - сонная муха, не умеющая спорить?

Давайте о софистах будем в теме про софизмы что-ли... Эта тема не для того.
И вообще, почитай по истории философии чего-нибудь уже что-ли:).
 

корень

Ословед
Вот какой вопрос мне интересен, как с позиции логики решить такю дилемму:является ли мать и ее ребенок одним и тем же, или нет (или например семечко и выросший из него росток)? Ведь я так понимаю, что разными они не могут быть по опеделению, т.к. одно произошло из другого, но одним они тоже не могут быть, т.к. они действительно разные по факту: форма, вес, цвет, запах, химический состав. Или в этой цепочке есть изьян?
 

walrus

Ословед
Вот какой вопрос мне интересен, как с позиции логики решить такю дилемму:является ли мать и ее ребенок одним и тем же, или нет (или например семечко и выросший из него росток)? Ведь я так понимаю, что разными они не могут быть по опеделению, т.к. одно произошло из другого, но одним они тоже не могут быть, т.к. они действительно разные по факту: форма, вес, цвет, запах, химический состав. Или в этой цепочке есть изьян?
Являешься ты одним и тем же с тем, чем раньше были составляющие тебя атомы?
Если так, то да - мать одно и то же с ребёнком.
 
Вот какой вопрос мне интересен, как с позиции логики решить такю дилемму:является ли мать и ее ребенок одним и тем же, или нет (или например семечко и выросший из него росток)? Ведь я так понимаю, что разными они не могут быть по опеделению, т.к. одно произошло из другого, но одним они тоже не могут быть, т.к. они действительно разные по факту: форма, вес, цвет, запах, химический состав. Или в этой цепочке есть изьян?

Изъян есть - фактический. С биологической и генетической точки зрения росток и семечко - одно и то же, один и тот же организм, как яйцо и вылупившийся из него цыпленок.

Мать же и ребенок - нет, это с самого момента зачатия два различных организма с независимыми, но влияющими, конечно, друг на друга жизненными структурами и разным генетическим кодом.
 
S

Silme

[DaRkHaC];2283045 написал(а):
Есть одно добавление к лекционной части:

Софизмы - это логически ВЕРНО доказаные, в корне неверные утверждения. Прошу не путать с апориями и абсурдом. Прошу автора темы дать отличия апории и абсурда от софизма, у него лучше с палемикой. Часто замечаю что форы думают что софизм основан на ошибке, это не так софизм доказывается полностью верным логическим путем!!!

Кто даст примеры софизмов, апорий(кроме зеноновских) и абсурда?
нет,софизм-это мнимое доказательство,основанное на ошибке,которая четко скрыта какими-то доводами...
 
Для меня остается необъяснимым, существует ли такая категоря как "женская логика" или это сочетание употребляется для того, чтобы объяснить своеобразный порядок мышления представительниц женского пола? Хотелось бы знать ваше мнение.
 

ФЭЯ_в_тапках

Ословед
должна существовать, но не у меня!! не как не могу получить зачет по "логике"!=(
выложите кто-нибудь задачки по логики,плиз!если есть то с ответами...с меня репа...помогите студентке(((
 
oops

Да, философии и логике здесь не место…. а, жаль. Но слишком узок круг тех кому это близко. А те кто в курсе, просто понимает что, голая философия и голая логика должна быть в учебниках, а применяться должна в жизни а не здесь.:yes::):yes:
 
Каталог характерных ошибок, которые совершают участники форума

1.1. Игры и роли.

1.1.1. Признаки грязной игры.

1. Грязный игрок всегда работает ПРОТИВ кого-то. Он занимает крайне выгодное с точки зрения политики положение оппозиции: ничего не делая за чужой счёт набрать себе очки и известность. На самом же деле, эта позиция не конструктивна, не созидательна. Она направлена на разрушение того, что построено другими.
2. Грязный игрок пытается вызвать на драку, делая при этом много шума. Когда же дело доходит до дела, он всячески избегает честной игры, прибегая к:

2.1. Многочисленным и безаппеляционным обвинениям, заставляющим честных игроков оправдываться, что вызывает подозрения у посторонних;
2.2. Призывам к справедливости и честной игре, что очень удобно, потому что под этим лозунгом можно продвинуть что угодно;
2.3. Принятию позы мученика - это вообще беспроигрышный вариант. Но часто и признак грязной игры.

1.1.2. Некорректные приемы и аргументы в споре.

Краткий конспект книги С.И.Поварнина "Искусство спора".
Во время спора стороны могут совершать ошибки, сознательно или ненамеренно. Сознательные ошибки являются уловками - приемами, с помощью которого хотят облегчить спор для себя или затруднить спор для противника, которые могут быть позволительными или непозволительными (недобросовестными приемами). Доказать применение недобросовестного приема - практически очень трудно, так как необходимо доказать наличие ошибки в доказательстве (это обычно легко) и наличие умысла (это очень трудно, так как требует умения "чтения в сердцах"). Поэтому общей рекомендацией является вскрытие ошибок в доказательстве без обвинения участника спора в софизме и недобросовестности.
1.1.2.1. Ошибки в доказательствах
Ошибки в доказательствах бывают, главным образом, трех видов:
a) Отступление от тезиса (доказывается не исходный тезис спора). - подмена тезиса - потеря тезиса
b) Ошибка в доводах (в основаниях) - ложный довод (когда кто опирается на явно ложную мысль). - произвольный довод (хотя и не заведомо ложен, но еще сам требует должного доказательства). Мы можем потребовать других доводов, а этого не принять, или потребуем, чтобы этот довод был доказан.
c) Ошибка в связи между доводами и тезисом, в "рассуждении". - тезис не вытекает, не следует из оснований (доводов) - не видно, как тезис следует из оснований (доводов).
1.1.2.2. Позволительные (добросовестные) уловки в доказательстве.
a) Оттягивание возражения (например, ставить вопросы в связи с приведенным доводом, как бы для выяснения его или для осведомления вообще, хотя ни в том, ни в другом не нуждается; начинать ответ издали, с чего-нибудь имеющего отношение к данному вопросу, но и прямо с ним не связанного и т.д., и т.д., когда, хотя довод противника кажется правильным, но все-таки не исключена возможность, что мы подвергаемся некоторой иллюзии или ошибке в такой оценке).
Противодействие: настаивание на ответе
b) Разработка слабости (если противник смутился, при каком-нибудь доводе, или стал особенно горячиться, или старается "ускользнуть" от ответа,- обращаем особенное внимание на этот довод и начинаем "напирать" на него. Какой бы ни был спор, всегда следует зорко следить за слабыми пунктами в аргументации противника и, найдя такой пункт, "разработать" его до конца, не "выпуская" противника из рук, пока не выяснилась и не подчеркнулась вся слабость этого пункта).
Противодействие: признание слабости и снятие довода
c) Проведение доводов в пользу доказываемой мысли так, чтобы противник не за метил, что они предназначаются для этой цели. Когда мы проведем все их в разброс, потом остается только соединить их вместе - и мысль доказана (например, в споре вам надо доказать какую-нибудь важную мысль. Но противник почувствовал, что если вы ее докажете, то докажете и тезис, и тогда дело его проиграно. Чтобы не дать вам доказать эту мысль, он прибегает к нечестной уловке: какой бы вы довод в пользу нее ни привели, он объявляет его недоказательным)
Противодействие: требование ясного выражения цепочки доводов
d) Проведение противоречащего довода. О настоящем доводе умалчиваем, а вместо него берем противоречащую ему мысль и делаем вид, что ее-то и хотим употребить, как довод. Если противник "заладил" отрицать все наши доводы, то он может, не вдумавшись хорошенько, наброситься и на нее и отвергнуть ее. Отвергнув мысль, противоречащую нашему доводу, он тем самым принял наш довод, который мы хотели провести.
Противодействие: обращение внимания на противоречивость высказываемых доводов
e) Субъективный довод может быть заведомо для нас ложным или, во всяком случае, недоказательным, но собеседник считает его истинным. Он не вводится нами в мышление противника или слушателя, а заимствуется из этого мышления. Таким образом, если мы стремимся доказать какой-нибудь действительно истинный тезис и пользуемся лживым доводом, то вводим в мышление противника не только истину (тезис), но и новое заблуждение, новую ошибку (довод). Если же мы будем доказывать тот же тезис с помощью субъективного довода, то совершенно не вводим новых заблуждений в ум противника или слушателя, а только новую истину.
Противодействие: требование высказать отношения к субъективному доводу
1.1.2.3. Непозволительные (недобросовестные) уловки или софизмы в доказательстве.
Противодействие: указание на ошибку, обвинение в недобросовестности, если участник продолжает применять уловку
a) Механические или грубые уловки
1. Неправильный "выход из спора".
Спорщику приходится в споре плохо потому, что противник сильнее его или вообще, или в данном вопросе. Он чувствует, что спор ему не по силам, и старается всячески "улизнуть из спора", "притушить спор", "прикончить спор".
Противодействие: указание на ошибку, обвинение в недобросовестности, если участник продолжает применять уловку
2. Срыв спора - не давать противнику говорить.
2.1. Спорщик постоянно перебивает противника, старается перекричать или просто демонстративно показывает, что не желает его слушать; зажимает себе уши, напевает, свистит и т.д. и т.д.
2.2. Привлечение хора слушателей: одобрения или неодобрения, и рев, и гоготанье, и топанье ногами, и ломанье столов и стульев, и демонстративный выход из помещения - все по мере культурности нравов слушателей.
2.3."Вы не говорите ничего нового". Если спорщик достаточно нахален, он может, "поспорив" так с вами и не дав вам сказать ни слова, заявить: "с вами нельзя спорить, потому что вы не даете нового ответа на вопросы" или даже: "потому что вы положительно не даете возможности говорить".
2.4."Слишком сложно для меня". Вы привели сильный, но сложный довод, против которого противник не может ничего возразить: он тогда говорит с иронией: "простите, но я не могу спорить с вами больше. Такие доводы - выше моего понимания. Они слишком учены для меня" и т.п. и т.п. Иного можно удержать "в споре", заявив, что, если он не понял довода, то вина в нашем неуменье ясно высказать его, а не в его уме и т.п.
3. "Доводы к городовому".
Если спор разыгрывается не в его пользу - человек обращается к властям предержащим, указывая на опасность тезиса для государства или общества и т.д.
4. "Палочные доводы". Доводы, который противник, должен принять из боязни чего-нибудь неприятного, часто опасного, или на который он не может правильно ответить по той же причине и должен или молчать, или придумывать какие-нибудь "обходные пути". Или же, человеку нечего сказать в ответ на разумный довод противника; однако, он делает вид, что мог бы сказать многое в ответ, но... "Наш противник отлично знает, почему мы не можем возразить ему на этих страницах. Борьба наша неравная. Небольшая честь в победе над связанным". Это, в сущности, разбой в споре. Даже, пожалуй, в одном отношении, еще хуже. Разбойник открыто предлагает дилемму: "кошелек или жизнь". Софист преподносит скрытым образом и с невинным видом дилемму "принять довод или потерпеть неприятность"; "не возражать или пострадать".
5. "Чтение в сердцах". Эта уловка состоит в том, что софист не столько разбирает ваши слова, сколько те тайные мотивы, которые заставили вас их высказывать. Иногда "чтение в сердцах" принимает другую форму: отыскивает мотив, по которому человек не говорит чего-нибудь или не пишет. Несомненно, этого он не делает по такому-то или по такому мотиву (напр., "крамольному").
6. "Зажимание рта". Противник использует "чтение в сердцах" для зажимания рта, говоря что-то наподобие: "Вы это говорите не потому, что сами убеждены в этом, а из упорства", "лишь бы поспорить". "Вы сами думаете то же, только не хотите признать своей ошибки". "Вы говорите из зависти к нему". "Из сословных интересов". "Сколько вам дали за то, чтобы поддерживать это мнение?" "Вы говорите так из партийной дисциплины". Настоящую грозную силу уловка эта приобретает в связи с палочным доводом. Напр., если мы доказываем вредность какого-нибудь правительственного мероприятия, противник пишет: "причина такого нападения на мероприятие ясна: это стремление подорвать престиж власти. Чем больше разрухи, тем это желательнее для подобных слуг революции (или контрреволюции)" и т.п. Или: "эти слова - явный призыв к вооруженному восстанию" и т.д. Конечно, подобные обвинения, если они обоснованы, может быть в данном случае и справедливы. Но нельзя же называть это спором; и нельзя этого примешивать к спору. Спор - это борьба двух мыслей, а не мысли и дубины.
7. Инсинуация. Человек стремится подорвать в слушателях или читателях доверие к своему противнику, а, следовательно, и к его доводам, и пользуется для этой цели коварными безответственными намеками.
8. "Ложный отвод довода". Довод противника сокрушителен, или ответ на него не находится. Тогда спешат заменить: "это к делу не относится", т.е. отводят довод.
9. Вывод противника из равновесия. Для этого пускают в ход грубые выходки, "личности", оскорбление, глумление, издевательство, явно несправедливые, возмущающие обвинения и т.д. Если противник "вскипел" - дело выиграно. Он потерял много шансов в споре. Если спор очень важный, при слушателях, ответственный, то, говорят, иные прибегают даже к "уловке артистов". Некоторые артисты, напр., певцы, чтобы "подрезать" своего соперника, перед выступлением его сообщают ему какое-нибудь крайне неприятное известие, чем-нибудь расстраивают его или выводят из себя оскорблением и т.п., и т.п.
10."Ошарашивание противника" быстрой сменой доводов, затем, "не дав опомниться", победоносно делаются вывод, который желателен и спор бросаются: они - победители. Наиболее наглые иногда не стесняются приводить мысли без всякой связи, иногда нелепые, и пока медленно мыслящий и честный противник старается уловить связь между мыслями, никак не предполагая, что, возможно, такое нахальство, они уже с торжествующим видом покидают поле битвы. Это делается чаще всего перед такими слушателями, которые ровно ничего не понимают в теме спора, а судят об успехе или поражении - по внешности.
11. "Отвлечение внимания противника от какой-нибудь мысли", которую хотят провести без критики. Мысль, которую мы хотим таким образом провести, или не высказывается вовсе, а только необходимо подразумевается, или же высказывается, но возможно короче, в самой серой, обыденной форме. Перед нею же высказывают такую мысль, которая поневоле должна своим содержанием или формой привлечь особое внимание противника, напр., чем-нибудь задеть, поразить его и т.д. Если это сделано удачно, то есть очень много шансов, что у обычного противника уловка пройдет с успехом. Он "проглядит" и пропустит без критики незаметную мысль.
12. "Настоящее "наведение на ложный след". Перед мыслью, которую хотят "провести" без критики, ставят какую-нибудь такую мысль, которая, по всем соображениям, должна показаться противнику явно сомнительной или явно ошибочной. При этом предполагается, что всякий противник ищет в нашей аргументации слабых мест и большинство набрасывается на первое попавшееся слабое место, без особого внимания пропуская ближайшие к нему последующие мысли, если они не бросаются в глаза ошибочностью.
13. "Пафос для отвлечения". В ораторских речах одним из сильнейших средств, отвлекающих внимание от мыслей и их логической связи - является пафос, выражение сильного эмоционального подъема, равно как и избыток удачных тропов, фигур, и т.д. Проверено на опыте, что обычно слушатель хуже всего усваивает и запоминает смысл таких отделов речи.
14. "Ложный стыд" Использование обычной для большинства человеческою слабости "казаться лучше, чем есть на самом деле" или же "не уронить себя" в глазах противника или слушателей; чаще всего - "ложным стыдом". Видя, напр., что противник слабоват в науке, софист проводит недоказательный или даже ложный довод под таким соусом: "Вам, конечно, известно, что наука теперь установила" и т.д. Или "давно уже установлено наукой"; или "общественный факт"; или "неужели вы до сих пор не знаете о том, что?" Иногда эта уловка связана с пользованием авторитетом какого-либо лица, - писателя, ученого и т.п. Напр., в споре с социалистом-марксистом пускают в ход "известное изречение Маркса". Можно нередко держать пари восемьдесят против двадцати, а иногда и девяносто девять против одного, что данный "марксист" даже не перелистывал Маркса, тем более не изучал его, и "известного изречения" никогда нигде не встречал. Однако он обыкновенно не решится сказать этого. Скорее, если вы тоже социалист, он сделает вид, что ему это изречение также известно; чаще же всего "проглотит" довод без возражения.
15. "Правильный стыд". Известно, что вообще часто одно говорится, другое думается. Тайные желания, убеждения, цели - могут быть одни, слова - совсем другие. Но иной человек ни за что в этом не сознается и не дерзнет опровергать "слов", чтобы "не показаться" недостаточно хорошим человеком. Некоторые высокие нравственные положения и принципы на устах - у многих, в душе и на делах - у немногих. В каждую эпоху есть свои "ходовые истины", с которыми признают необходимым соглашаться из "правильного стыда", из боязни, что назовут "отсталым", "некультурным", "ретроградом", и т.д. и т.д. И чем слабее духом человек, тем он в этом отношении трусливее.
16. "Подмазывание аргумента". Довод сам по себе не доказателен, и противник может опротестовать его. Тогда выражают этот довод в туманной, запутанной форме и сопровождают таким, напр., комплиментом противнику: "конечно, это довод, который приведешь не во всяком споре, человек, недостаточно образованный, его не оценит и не поймет" и т.д.; или "вы, как человек умный, не станете отрицать, что" и т.д.; или "нам с вами, конечно, совершенно ясно, что" и т.д. и т.д.
17. "Внушение". Кто обладает громким, внушительным голосом, говорит спокойно, отчетливо, самоуверенно, авторитетно, имеет представительную внешность и манеры, тот обладает, при прочих равных условиях, огромным преимуществом в устном споре. Кто глубоко и твердо убежден в том, за что спорит, и умеет выразить эту непоколебимую твердость убежденным тоном, манерой говорить и выражением лица - тот обладает тоже большой внушающей силой и тоже "действует" даже на противника, особенно такого, у которого этой убежденности нет. Убедительный тон и манера часто убедительнее самого основательного довода. Эта "внешняя убедительность" и ее сила известна каждому из опыта. В ней секрет успеха проповеди многих фанатиков. Ею пользуются искусные ораторы, и в споре со многими она - одна из самых сильных уловок.
18. "Внушение слушателям". Если спор мало-мальски отвлеченный или выходит за пределы того, что слушатель "знает насквозь", "как свои пять пальцев", обычный слушатель не вникает в доводы, не напрягает достаточно внимание, чтобы схватить суть того, что говорится, особенно, если возражение или ответ длинны. Когда у слушателя уже есть определенное убеждение по разбираемому вопросу, он обычно не слушает даже как следует "чужих", противоположных доводов. Если у него нет определенного убеждения, и спор не задевает очень близких к нему интересов,- слушатель руководится более или менее внешними признаками, чтобы судить, на чьей стороне победа. И вот такого-то рода слушатели - наиболее подходящий материал для внушения в споре.
19. "Внушение через определения и эпитеты" Так действуют часто заявления, что такой-то довод противника - "очевидная ошибка" или "ерунда" и т.д. и т.д. Последнего рода приемы употребляются и в письменном споре: "противник наш договорился до такой нелепости, как" и т.д. Следует сама "нелепость", вовсе не нелепая. При ней три восклицательных знака, но не сделано даже попытки доказать, что это нелепость. Или же, наоборот: "в высшей степени остроумны, глубокомысленны следующие слова такого-то". Слушатель (читатель) не имеет часто даже времени проверить его оценку, не станет сосредоточивать на проверке внимание, а просто примет слова под тем соусом, под каким они ему поданы.
20."Внушение при ссылках на авторитеты". Иногда предпосылают факту или чужой аргументации и т.п. "несколько слов", имеющие целью предварительно "надлежащим образом осветить" этот факт или аргументацию. Тут нередко тоже таится "внушение" и т.д., и т.д. В общем, все подобного уловки носят характер "втирания очков", через которые читатель или слушатель должны смотреть на известный вопрос.
21."Внушение при повторении" - повторение по нескольку раз одного и того же довода, особенно применяющееся в ораторской практике. Часто довод водят каждый раз в различной форме, но так, чтобы ясно было, что мысль одна и та же. Это действует, как механическое "вдалбливание в голову", особенно, если уложение украшено цветами красноречия и пафосом.
22."Двойная мораль" или "двойная бухгалтерия". Все почти люди склонны более или менее к двойственности оценок: одна мерка для себя и для того, что нам выгодно или приятно, другая - для чужих людей, особенно людей нам неприятных, и для того, что нам вредно и не по душе. В этике это выражается в форме "готтентотской морали"; напр., если я сдеру с тебя лишних сто рублей, это хорошо; если ты с меня - это плохо.
23. "Свои убеждения - для себя, убеждения противника - для противника" Иногда "двойная бухгалтерия" нисколько не скрывается, а выступает с открытым забралом. Это бывает в тех случаях, когда она в том, что выгодно для нее, открыто опирается на "свои убеждения", а где это не выгодно - на убеждения противника. Вот пример. Во Франции упрекали католиков в логической непоследовательности: они для себя требуют полной свободы слова, в то время как вообще сами являются ожесточенными врагами этой свободы. Один католический публицист ответил приблизительно так: "когда мы требуем свободы для себя, мы исходим из ваших принципов. Вы так отстаиваете свободу слова. Почему вы не применяете ее по отношению к нам? Когда же мы стесняем свободу слова, то исходим из наших убеждений. В этом мы тоже вполне правы и логически последовательны". - Конечно, это очень выгодная часто "бухгалтерия"! Одним словом, тут проявляется особая, повышенная любовь к логике.
b) Намеренные ошибки (софизмы) и ненамеренные ошибки в доказательстве.
Софизм и ошибка различаются не по существу, не логически, а только психологически, различаются только тем, что ошибка - не намеренна, софизм - намерен.
1.Отступления от задачи спора
1.1. Умышленная неопределенности или запутанность (тезиса, доводов или всего доказательства). Доказывающий говорит так, что сразу не поймешь, а иногда и вообще нельзя понять, что он именно хотел сказать. Или, если надо ответить "да" или "нет", он ответит так, что сразу (или и совсем) нельзя разобрать, каков ответ: "нет" или "да" и т.п.
1.2. Подмена спора из-за тезиса спором из-за доказательства. Софисту надо доказать, что тезис ложен. Вместо этого он разбирает те доказательства тезиса, которые приведены противником, и ограничивается тем, что, если удастся, разбивает их. Чаще всего, однако, дело не ограничивается и этим. Если удалось разбить доказательства противника, правильный вывод отсюда один: "тезис противником не доказан". Но софист делает вид, что вывод другой: что тезис опровергнут.
1.3. Перевод спора на противоречия. Указать, что противник противоречит сам себе, часто очень важно и необходимо. Но только не для доказательства ложности его тезиса. Такие указания имеют, напр., огромное значение при критике какой-нибудь системы мыслей. Нередко с их помощью можно разбить или ослабить доказательство противника. Но опровергнуть тезис его одним лишь указанием на противоречивость мышления противника - нельзя. Между тем, нередко спор, задача которого показать истинность или ложность тезиса, переводится на противоречие в мышлении противника. При этом, показав, что противоречие есть, делают часто вид, что противник разбит совершенно и тезис его ложен. Уловка, которая нередко проходит безнаказанно.
1.4. Перевод спора на противоречие между словом и делом; между взглядами противника и его проступками, жизнью и т.д. Иногда это принимает форму: "врачу, исцелись сам". Это одно из любимых и обычных форм "зажимания рта". Напр., - скажем, Л.Н. Толстой доказывает, что девственность лучше брачной жизни. Ему возражают: а у вас, уж после вашей проповеди целомудрия, родился ребенок. Философ-пессимист, доказывает, что самоубийство позволительно и имеет, как ему кажется, разумные основания. Ему отвечают: почему же ты не повесишься? Солдату доказывают, что надо идти на фронт и сражаться. Он отвечает: "так берите ружье и ступайте". Ясно, что подобного рода возражения - софизмы, если человек ведает, что говорит. Истина будет оставаться истиною, хотя бы ее произносили преступнейшие уста в мире; и правильное доказательство останется правильным доказательством, хотя бы его построил сам отец лжи. Поэтому, если вопрос об истинности или ложности, о нравственности или безнравственности какой-нибудь мысли рассматривается по существу, всякие обращения к личности противника суть уклонения от задачи спора. Это один из видов "зажимания рта" противнику и не имеет ничего общего с честною борьбою в споре за истину. Как прием обличения он, может быть, и требуется и часто необходим. Но обличение и честный спор за истину, как борьба мысли с мыслью - две вещи несовместимые.
1.5. "Неполное опровержение". Противник старается опровергнуть один, два довода, наиболее слабых или наиболее эффектно опровержимых, оставляя прочее, часто самое существенное и единственно важное, без внимания. При этом он делает вид, что опровергнул все доказательство и что противник "разбит по всему фронту".
1.6. Подмена пункта разногласия в сложной спорной мысли, так называемое опровержение не по существу. Софист не опровергает самой сущности сложной спорной мысли. Он берет некоторые, неважные частности ее и опровергает их, а делает вид, что опровергает тезис. Это уловка тоже чаще встречается в письменных спорах, газетных, журнальных. Споры эти - "для читателя": читатель не запомнил, вероятно, тезиса, а если же его помнит, то не разберется в уловке.
2. Отступления от тезиса
2.1. "Диверсия от тезиса". Оставление во время спора в стороне прежнюю задачу спора или неудачный тезис и перейти к другим. Спорщик прямо, "сразу" оставляет довод или тезис и хватается за другой. Часто диверсия состоит в "переходе на личную почву".
2.2. "Диверсия от довода (доказательства)" Защитник тезиса бросает доказывать свой тезис, а начинает опровергать наш или требует, чтобы мы доказали наш тезис. Диверсия, если мы "уходим" от прежнего тезиса, обращает сосредоточенный спор в бесформенный. При диверсии от довода или от доказательства спор, конечно, может остаться и сосредоточенным.
2.3.Подмена (изменение) тезиса или довода. Мы не отказываемся от них, наоборот, делаем вид, что все время их держимся, но на самом деле мы их изменили. У нас уже другой тезис или довод, хотя бы и похожий на прежний.
2.4. Расширение (сужение) тезиса (довода). Напр., вначале спорщик поставил тезис: "все люди эгоисты", но увидев, что нельзя его доказать и возражения противника сильны, начинает утверждать, что тезис был просто "люди эгоисты". "Вольно ж вам было его так понимать широко. Нет правила без исключения. Я имел в виду, конечно, не всех, а большинство". Если же наоборот, противник выставил тезис "люди эгоисты", софист старается истолковать его в более выгодном для себя смысле: в том смысле, что "все люди эгоисты", так как в таком виде тезис легче опровергнуть. Вообще свой тезис софист обыкновенно старается, если дело плохо, сузить: тогда его легче защищать. Тезис же противника он стремится расширить, потому что тогда его легче опровергнуть. Нередко он прибегает к разным уловкам, чтобы заставить самого противника сгоряча расширить свой тезис. Это бывает иногда нетрудно, вызвав в горячей голове "дух противоречия".
2.5. Усиление (смягчение) тезиса (довода). Тезис был дан, напр., такой: "Министры наши бездарны". Противник "искажает"' его, усиливая: "вы утверждаете, что министры наши идиоты". Защитник же тезиса, если дело плохо, старается "смягчить" тезис: "нет, я говорил; что министры наши не на высоте своего призвания". Или другой пример. Тезис: "источник этих денег очень подозрителен". Противник усиливает тезис: "вы утверждаете, что деньги эти краденые". Защитник, если находит нужным, смягчает тезис: "Я говорил только, что источник этих денег неизвестен". Усиление тезиса обыкновенно выгодно для нападающего и производится нередко в высшей степени бесцеремонно и нагло. Смягчение тезиса обыкновенно производится защитником его, так как помогает защите.
2.6. "Снятие оговорки (условия)" Мысль, которая приводится с известной оговоркой, с известными условиями, при которых она истинна, подменивается тою же мыслью, но уже высказанною "вообще", без всяких условий и оговорок.
2.7. "Выставление оговорки (условия)" То, что утверждалось без оговорки, без условий, потом утверждается с оговоркой и условием. Чаще встречается она у защищающей стороны. Например, сперва человек утверждал, что "не должно идти на войну" вообще, ни при каких условиях. Прижатый к стене, он подменивает это утверждение; "конечно, я не имел в виду случаев, когда враг нападает без всякого повода и разоряет страну". Потом он может ввести и еще какую-нибудь оговорку.
2.8. "Подразумевающиеся оговорки (условия)" Мы очень часто высказываем мысль с только подразумевающимися оговорками. Опуская подразумевающиеся оговорки, софист расширяет тезис или довод соперника, ставя его в невыгодное положение.
2.9. "Многозначность слов". Одно и то же слово может обозначать разные мысли. Поэтому часто легко, сохраняя одни и те же слова тезиса (или довода), сперва придавать им один смысл, потом другой.
2.10. "Использование синонимов" Если различия в оттенках не существенны для данного вопроса, то синонимы можно употреблять один вместо другого безразлично. Если же они существенны, то получается более или менее важное изменение тезиса.
2.11. "Перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда". Надо доказать, что мысль истинна или ложна; доказывают, что она полезна для нас или вредна. Надо доказать, что поступок нравственен или безнравственен; доказывают, что он выгоден или невыгоден для нас и т.д.
.3. Ошибки в доводах
3.1. Подмена и отступление от доводов.
Все, что сказано о подмене тезиса, относится и к подмене доводов. К ней нередко прибегают, когда видят, что довод слаб или неудобен почему-нибудь.
3.2. Лживые (ложные доводы)
- "Ложный (лживый) довод". Заведомо ложная мысль, новая для противника или для слушателей или не признанную ими до этого времени - напр., ложный факт, ложное обобщение, ложную цитату и т.п., выдается за истинную. Успеху такого софизма чрезвычайно способствует, если ложь частичная.
- "Умножение довода" - один и тот же довод повторяется в разных формах и словах и сходит за два или несколько различных доводов. Эта уловка особенно применяется в спорах при слушателях, в длинных речах и т.д.
- "Субъективный довод в скрытом виде". Лживый довод, как сказано, стремится ввести заведомо ложную для софиста мысль в мышление собеседника или слушателей, заставить принять ее. Субъективный довод тоже может быть заведомо для нас ложным или, во всяком случае, недоказательным. Но мы знаем, что собеседник считает его истинным. Он не вводится нами в мышление противника или слушателя, а заимствуется из этого мышления. Таким образом, если мы стремимся доказать какой-нибудь действительно истинный тезис и пользуемся лживым доводом, то вводим в мышление противника не только истину (тезис), но и новое заблуждение, новую ошибку (довод). Если же мы будем доказывать тот же тезис с помощью субъективного довода, то совершенно не вводим новых заблуждений в ум противника или слушателя, а только новую истину. Прежде всего, большая разница, открыто ли мы опираемся на мнение противника или скрытым образом. В первом случае мы говорим примерно так: "ведь вы думаете так-то и так-то. Не будем спорить, правильна ваша мысль или нет. Но из нее необходимо вытекает истинность моего тезиса". Или: "станем на вашу точку зрения"... и т.д. Здесь мы не скрываем от противника; что для нас лично его довод не имеет значения; нам он кажется спорным или даже ошибочным. Но противник заведомо считает его истиною; поэтому - говорим мы - он обязан принять и наш тезис, необходимо вытекающий из данного довода. Одним словом, мы хотим заставить противника принять наш тезис, заставив его быть логически последовательным. Пуская в ход скрытый субъективный довод, мы поступаем иначе: мы совершенно умалчиваем о нашем к нему отношении, рассчитывая, что молчание это примется как "знак согласия"; или даже прямо вводим в заблуждение противника, заявляя, что и мы считаем этот довод действительным. Напр., сопровождаем его вводными словами: "несомненно, что..." или "известно, что..." Скрыто-субъективные доводы в руках бесцеремонного и бессовестного человека обращаются в ужасное орудие демагогии и возбуждения толпы. Они получают часто типичный и зловещий характер "доводов к черни", (ad plebem), зиждущихся на невежестве ее и на темных предрассудках. Но без них вряд ли обходится и человек вполне порядочный, для убеждения в очень хороших мыслях, если ему часто приходится убеждать людей.
- "Адвокатский довод" - софист "пользуется к своей выгоде какой-либо неосторожностью противника" (Кант),- ошибкой его, или даже прямо опиской, оговоркой и т.д., несмотря даже на прямое заявление противника, что это опечатка и т.п.
- "Нелепый довод". Иную нелепость очень трудно опровергнуть в устном споре, да еще при невежественных слушателях. Даже более: как есть "очевидные", недоказуемые истины, так есть "очевидные", неопровержимые нелепости. Во-вторых, нелепый довод часто прямо озадачивает противника своею неожиданностью; не сразу найдешься, что на него ответить.
3.3. Произвольные доводы
- Произвольный довод. Самая распространенная ошибка и самый распространенный софизм. Стоит внимательно просмотреть статьи любой газеты, речь любого оратора, прослушать спор любого лица - и мы почти неизменно натолкнемся в них на произвольные, вовсе не очевидные и не доказанные утверждения и отрицания, на которые люди опираются для поддержки своих мнений. Только в строго научных книгах из области точных наук редко проскальзывают подобного рода ошибки.
- "Произвольное название" - названия с пропущенной посылкой, которая оправдывает их. Ведь каждое название тоже должно быть обосновано. Когда я говорю: "этот офицер известный путешественник", то само собою подразумевается мысль: "этот человек офицер". Когда я говорю, "такие проявления анархии, как этот поступок, недопустимы в государстве", то само собою подразумевается мысль: "этот поступок - проявление анархии". Одним словом, каждое название подразумевает оправдательную посылку, дающую право на это название. Эта посылка тоже довод, скрытый довод и очень часто произвольный. Игра "красивыми названиями" и "злостными кличками" встречается на каждом шагу. При чтении "злостная кличка" или "красивое название" проходит "сама собою", без критики. Рассуждая правильно, мы часто должны бы сперва убедиться, что в предмете есть эти свойства, а потом уже принять название его. Нередко игра красивыми названиями и злостными кличками усложняется, обращаясь в "игру двумя синонимами". Для нее нужна пара синонимов, обычно отличающихся друг от друга резче всего похвальным и неодобрительным оттенком мысли.
- Бездоказательная оценка или название доводов противника. Название довода противника: "ерунда!", "чепуха!", "софизм!", "игра слов", "это глупо!" или оценка "Это глупо, примитивно" т.д. само заменяет довод.
- Неправильная ссылка на авторитеты. Надо помнить два условия правильного применения: а) доводы эти правильно применимы или за неимением доводов по существу, (что бывает очень часто, ведь мы не можем всего знать, все испытать сами и все лично проверить); или же в подкрепление доводов по существу. Сама по себе ссылка на авторитет в огромном большинстве случаев является лишь более или менее вероятным (а не достоверным) доводом; б) во-вторых, каждый авторитет - авторитет только в области своей специальности. В остальных случаях - ссылка на авторитет есть ошибка или софизм (лживого или произвольного довода).
- Совершенное отрицание авторитетов. Поэтому полное отрицание авторитетов чаще всего является "мальчишеством" или результатом недомыслия, или софизмом - в параллель софизму злоупотребления авторитетами.
- Отрицание того авторитета, который правильно приводится в подкрепление своей мысли противником. Необоснованное отрицание одним участником спора, ссылки другого участника на авторитет, заведомо являющегося специалистом в обсуждаемой области, в отличие от участников спора.
3.4. Мнимые доказательства
- Тождесловие - в виде довода приводится для доказательства тезиса тот же тезис, только в других словах Иногда имеет грубую форму, напр. : "Это не может не быть правдой, потому что это истина".
- Обращенное доказательство. Мысль достоверную или более вероятную делают тезисом, а мысль менее вероятную - доводом для доказательства этого тезиса, хотя правильнее было бы сделать как раз наоборот.
- Круг в доказательстве - в одном и том же споре, в одной и той же системе доказательств сперва делают тезисом мысль А и стараются доказать ее с помощью мысли Б; потом, когда понадобится доказать мысль Б, доказывают ее с помощью мысли А. А верно потому, что истинно Б; а Б - истинно потому, что верно А. Иногда в скрытой форме - А доказывается с помощью Б, но Б нельзя доказать иначе, как с помощью А.
3.5. Софизмы непоследовательности.
- Ложное обобщение. Человек приводит несколько примеров того, что такие-то лица или такие предметы обладают известным признаком и т.д., и без дальнейших рассуждений делает вывод, что все подобные лица и предметы обладают этим признаком.
- Просеивание фактов - ложное, одностороннее представление о положении дел и ложные обобщения. Когда такое просеивание фактов совершается сознательно, т.е. обращается в уловку, оно называется подтасовкой фактов.
- Подмена понятий. Дело в том, что в каждом доказательстве или в разных доводах, или в доводе и тезисе, всегда повторяется какое-нибудь одно и то же понятие самое меньшее - два раза. Подмена возникает, когда понятие в обоих случаях используется разное.
- Дамский аргумент. Выбор самого крайнего и самого нелепого противопоставления своему мнению и предложение сделать выбор: или признать эту нелепость, или принять его мысль. Все остальные возможные решения намеренно замалчиваются. "Вы плохо относитесь к К. – Что же, мне на него молится, что ли?"
- Навязанное следствие (приведения к нелепости) - навязывание мысли нелепого следствия, которое вовсе из нее не вытекает, с тем, чтобы поставить под сомнение правильность мысли. "Повторяю слова Иисуса Христа: "врачу, исцелись сам". - О, Боже мой! Вы делаете себя равным Иисусу Христу"!
- Многовопросие (неправильного осведомления). Требование 'простого' ответа там, где возможно только условное решение. Если противник хочет сделать должное "различие", его обвиняют в том, что он "не хочет отвечать прямо и прибегает к уверткам". - "честно или нечестно защищать другой народ (в споре) в ущерб своему? Отвечай без уверток, прямо: да или нет? - Но постой! Я же не могу двумя словами ответить на такой вопрос, потому что... - А! Не можешь прямо ответить! Когда ты прижат к стене, ты всегда пускаешься на уловки".

1.1.3. «Персонажи».

- "Увлекающийся". Что-то похожее происходит, когда детки, разыгравшись, могут куснуть или стукнуть маму или приятеля по игре.
- "Большой умник". Прочитал несколько книжек и кусает всех подряд: всем видно, какой я гений?
- "Трусишка". Накопил кучу вопросов, но сидит тихо, не задает их. Пусть "рискуют" другие, а я подожду.
- "Покупатель". Ходит по разным форумам, семинарам; там пощупает, тут потрогает... "Эх, нет нигде достойного учения".
- "Фанат". Творит себе кумира из того, на чём в данный период зациклен ( и это для него истина в последней инстанции, завтра она поменяется на другую ).
- «Срыватель Масок». Все время пытается угадать кто за ником, кто же "на самом деле" написал то или иное сообщение. И, как правило, промахивается. Из-за этого возникает масса недоразумений, обид и проч.
- "Грубиян". Человек своим поведением и выражениями всячески выпячивающий свою независимость и сводящий обсуждение тем к «базарной торговле».
- «В чужом пиру похмелье». Обычно так говорят о человеке, который пришел в разгар каких-то событий, а другой участник этих событий ловко взваливают часть или всю вину за происходящее на этого вновь пришедшего и не имеющего к этим событиям прямого отношения человека.
- «Нейрохирург-любитель». Начинает проводить эксперименты над другими участниками. Эксперименты обычно сводятся к попытке вызвать раздражение. Не сомневается, что может правильно интерпретировать свои наблюдения. Обычно безо всяких на то оснований. Даже если отвечать спокойно, такой персонаж часто отвечает: "Ага, вы рассердились, как я и предполагал".
Встречаются различные модификации. Например, задает невинный вопрос типа "А почему вы выделяете некоторые слова в своих сообщениях жирным шрифтом". Если объяснить, непременно последует: "Не ожидал я, что вы будете оправдываться".
- "Благородный садист". Уверен, что страдание идет на пользу и очищает душу, и охотно готов его причинять всем, кто попадется под руку. О том, что страдание должно быть добровольным, слышать не хочет.
- "Обидчивый". Чуть что (несогласие, критика) - сразу убегает с форума ("Меня здесь не понимают", "Мне за себя стыдно", "Здесь не дают слово сказать" и т.п.)
- "Мнительный". Это когда человек болезненно принимает на свой личный счёт (иногда то, что может даже и вообще к нему не относилось) и тратит усилия на защиту, оправдания - и это отвлекает его от видения сути вопроса, отвлекает его силы от самосовершенствования.
- «Спорщик». (Переспорить любой ценой). Подкованность любыми "продвинутыми идеями" может так и остаться на уровне идей, когда человек старается отстоять их во что бы то ни стало. Победа в малом: доказать, переубедить, опровергнуть, часто оказывается всего лишь победой нафса. А по большому счету человек не приобретает ничего.
- "Борцы с авторитетами". От них можно услышать очень мало конструктивных высказываний, зато критики хоть отбавляй. Причем мишенью обычно становится кто-то из организаторов или именитых людей. Своими бесконечными придирками и недовольством они здорово мешают мирному течению разговора.
- «За все берется, да все не удается». Человеку сказать нечего, а очень хочется поучаствовать. И появляются непродуманные сообщения, обрывки фраз и слов. Или просто много смайлов...
- «Голос Последней Истины»."Настоящая духовность осталась только в Киргизстане (Дагестане, Курдистане, Ясной Поляне ...)".
- «Многоникий». Человек постоянно меняет ники, но под каждым ником ведет себя одинаково.
- «Со своим уставом в чужом монастыре».

1.2. Ошибки мышления, логические неувязки.

1.2.1. Анализируется отрывочный и ограниченный материал, а делаются далеко идущие выводы.

Например: у гостя сложилось впечатление, что кто-то из дервишей не оценил или не так оценил какое-то событие, делается вывод, что все дервиши не обладают способностью к оценке и различению.

1.3. Ошибки терминологии

"Незнание языка, принятого среди участников форума". Термины истолковываются произвольно, что ведет к недоразумениям. Необходимо договориться об общности определений, прежде чем начинать дискуссии.
Практический совет. Не начинать с атаки, лучше спросить что-нибудь в таком духе: имеете ли вы виду это в своем сообщении? Или: правильно ли я понял, что... Или: не могли бы вы привести пример.
Благодаря таким вопросам многие недоразумения рассеиваются, так что до спора дело не доходит.

1.4. Проблема экспертизы.

Начинающему кажется, что он лучше знает, и он готов критиковать все подряд - чужие мысли, опыт, книги и проч., "не взирая на авторитеты". Причем делается это топорными методами и без подготовки. Сам нападающий, что бывает довольно часто, не высказал за свою жизнь ни одной путной мысли, не написал ни одной книги, не обладает большим опытом.
Эксперты же обычно подходят к критике других экспертов очень осторожно, противостояние проходит с взаимным уважением. Если осада затевается, то редко это бывает лобовая атака, позиции тщательно готовятся заранее.

1.5. Разные ошибки.

1.5.1. Для того чтобы извлечь какую-то пользу из форума, нужно проявлять активность. Некоторые, попав на форум и написав несколько сообщений, успокаиваются и молча наблюдают. Другие предпочитают вообще ничего не делать и только поругивать то, что сделано другими.
1.5.2. Существует опасность, используя юмор как инструмент для трансформации, легко превратить его в самоцель, т.е. просто в получение эмоциональных стимулов на форуме: попикировались, посмеялись и разошлись. К тому же склонность к отшучиванию или высмеиванию может являться своего рода защитной реакцией и говорит о нежелании что-либо увидеть в себе, а тем более изменять.


«Памятка критикуемому».

Самая справедливая критика не дает результата, если человек не хочет ее слушать. Значит, прежде всего, нужна внутренняя установка на деловое восприятие критики. Аргументы в пользу этого могут быть такие:
· критика – мой резерв самосовершенствования. Это помощь в устранении недостатков, ориентиры для улучшения дела. Все, что я делаю, можно делать лучше;
· нет бесполезной критики. В любом случае она дает повод для размышлений. В худшем – о том, чем она вызвана, в лучшем – рождает полезные идеи. Мотивы критики не важны, важно лишь то, справедлива она или нет. Не имеет значения и ее форма; главное, чтобы были проанализированы недостатки;
· всякое замалчивание промахов вредно, потому что в будущем они могут принести куда больше серьезные неприятности. Поэтому критика делает меня сильнее, позволяет увидеть то, чего я сам мог бы и не заметить;
· критикуют – значит, верят в мои возможности. Отсутствие критики может означать либо то, что у меня все идеально (а это сомнительно), либо то, что на меня махнули рукой;
· очень важно уметь извлекать из любой критики рациональное зерно. Самая ценная критика – то, которая указывает на недостатки в безупречном, на первый взгляд, деле;
· если в критике нет конкретных предложений, сделайте выводы сами. Критикуют других – извлекайте уроки для себя.
Наконец, не лишнее помнить слова Ф. Ларошфуко: «Мнение наших врагов о нас, как правило, ближе к правде, чем наше собственное мнение».


(материалы взяты с трёх филосовских форумов)
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху