1. Всем пользователям необходимо проверить работоспособность своего электронного почтового адреса. Для этого на, указанный в вашем профиле электронный адрес, в период с 14 по 18 июня, отправлено письмо. Вам необходимо проверить свою почту, возможно папку "спам". Если там есть письмо от нас, то можете не беспокоиться, в противном случае необходимо либо изменить адрес электронной почты в настройках профиля , либо если у вас электронная почта от компании "Интерсвязь" (@is74.ru) вы им долго не пользовались и хотите им пользоваться, позвоните в СТП по телефону 247-9-555 для активации вашего адреса электронной почты.
    Скрыть объявление

Крещение Руси

Тема в разделе "Архив", создана пользователем Тайгер, 3 сен 2008.

  1. Тайгер

    Тайгер Ословед

    Репутация:
    285.083
    Тайгер, 3 сен 2008
    Тема эта открыта для сбора информации и мнений об этом противоречивом действе.
    Будем честными, ничего мы друг другу не докажем, потому что сами там не присутствовали.

    Art_EM, в доказательство того, что за всю историю православия в России было убито несколько ведьм приводит ссылки:
    http://city.is74.ru/forum/index.php?posts/4651546"]Крещение руси - Википедия
    <..>
    Начальный этап распространения христианства на Руси

    Известно, что первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, были Белгородская (ныне селение Белогородка под Киевом), и Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Владимир-Волынская.
    На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.
    Согласно статье Христианство в России в ЭСБЕ [8], распространение христианства княгиней Ольгой после 957 года «встречало препятствия и вызвало гонения Святослава и Владимира». Новгород оказывал упорное сопротивление насаждению христианства, и в 990 г. Новгород был крещен митрополитом Михаилом «огнем и мечем»[9].
    В Ростове и Муроме сопротивление насаждению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалась до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, а третий — св. Леонтий — погиб от рук язычников в 1073 (согласно прологу, в 993)[10]. Ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией († 15 мая 1090)[11], восшедшим на кафедру в 1078 году. К 1070-м, видимо, относятся и события, описанные в «Житии»[12][13] Авраамия Ростовского, в частности сокрушение им идола Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь.
    Дольше других славянских племен родную веру сохраняли Вятичи, оказывавшие сопротивление христианским миссионерам вплоть до XIII века.

    <..>[/quote]
    А есть ли документальные доказательства?
    Ведь первая ссылка - Вы критикуете чей-то очерк, не более. Доказательств Вашей правоты там нет.
    Вторая ссылка - статья Кураева о законах, по которым язычники казнили вредных колдунов.
     
    #1
  2. Sinoptik

    Sinoptik Ословед

    Репутация:
    1.963.929
    Sinoptik, 18 дек 2009
    Как фольклор мог повлиять на духовную составляющую?
    А фольклор это какая составляющая? Химическая что ли
     
  3. Тайгер

    Тайгер Ословед

    Репутация:
    285.083
    Тайгер, 18 дек 2009
    Что?
    Я не изучал историю. И в школе не учился. :)

    Да ладно? Вон как все разволновались. :)

    Ладно, Прозоров пролетает. Но можно чуть подробнее - как из этой книги убедиться что аццкого смертоубийства небыло?
     
  4. Sinoptik

    Sinoptik Ословед

    Репутация:
    1.963.929
    Sinoptik, 18 дек 2009
    Чтобы убедиться в том, что аццкого холокоста не было, надо читать серьезную литературу. Янина, Петрухина, Тихомирова, да хоть такую как археологический сборник выше.

    Оттуда видно, что процесс угасания городищ идет в 10-11 веках, т.е. 2 века и по совершенно разным причинам. Например исчезают в частности многие поселения, в которых в последнюю очередь можно предположить борьбу язычества и христианства - погосты и опорные крепости. Связано с изменением экономической и политической географии.
    Исчезновение других поселений связано с социальными процессами, о которых и говорится у Пузанова. Причем упадок одних поселений сопровождался параллельным расцветом других.

    В серьезной науке не бывает простых ответов, а у демографических процессов таких продолжительности и масштаба не бывает одной простой причины. Такой, например, как предположение о том, что князь + 200-1000 дружинников (см. работы Горского, Свердлова, Толочко по этому поводу) вырезали под миллион человек.

    Что же касается христианской цензуры, то тут все просто. Не следует путать христианство сейчас и христиан тогда. Распонятки были совсем другие, и скрывать зверства не было никакого резона.
    Ну для примера отрывок из саги об норвежском короле Олафе Толстом (ныне святом), христианизаторе Скандинавии
    "Круг земной".
    Это пример не единственный и даже не самый яркий.

    Вообще рекомендую почитать саги о конунгах-христианизаторах (Олафе Трюгвессоне и Олафе Святом). Чистый квейк. При этом написано христианами, и никаких сомнений в благостности героев у авторов не возникает.

    С пруссами и литовцами так же, хотя по зверскости до Норвегии не дотянули
     
  5. Классификатор

    Классификатор Guest

    Репутация:
    0
    Классификатор, 18 дек 2009
    Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения [1]. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году [2] и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже, а именно в 990 [1][3][4][5] или 991 году[5]).
    Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XIXII веках [6].
    Процесс христианизации народов России был длительным процессом, продолжавшимся в течение 9-и последующих веков [7].




    Предыстория

    См. также статью: Андрей Первозванный
    Считается вполне установленным фактом[12][13][14][15], что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриахом Фотием в начале или средине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь в 860 году. В конце IX века Русская епархия уже числится в списках константинопольских епископий сначала на 61-м, потом на 60-м месте. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси.
    [​IMG] [​IMG]
    Крещение Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи


    Христианкой была супруга князя Игоря, бабка князя Владимира Святого, княгиня Ольга († 11 июля 969). Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, согласно позднейшим исследованиям[16], что она крестилась в Константинополе в 957 году. Достоверные сведения о приёме императором Константином Багрянородным, которого принято считать её восприемником, содержатся в его трактате «О придворных церемониях». Отсутствие в трактате упоминания о её крещении даёт основание некоторым исследователям предполагать[17], что она могла уже быть к тому времени христианкой; трактат упоминает некого «пресвитера Григория» в её свите, в лице которого некоторые склонны усматривать её духовника. (См. также в статье Княгиня Ольга).
    Согласно В. Н. Татищеву (на основе спорной Иоакимовской летописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (972978 или 980) Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата Владимира Святого.
    Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер»: Владимиру предлагались, в частности, ислам из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар и латинство. Все они были отвергнуты князем по различным причинам.
    [​IMG] [​IMG]
    Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись.


    [править] Крещение князя Владимира и киевлян

    [​IMG] [​IMG]
    Владимирский собор в Херсонесе


    Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н.э.)[18] Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:
    [​IMG] Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его! [​IMG] Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука Царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою).
    [​IMG] [​IMG]
    Крещение киевлян К. Лебедев.


    Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»:
    В году 6496 [988] был крещен Володимер, который крестил Россию.[19]
    Последнее сообщение, вероятно, — обратный перевод из «Повести временных лет».[19] В целом, в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение России произошло столетием раньше[20].
    Первый русский по происхождению митрополит Киевский Иларион (XI) так объясняет мотивы князя Владимира: «<…> и въсиа разумъ въ сердци его, яко разумѣти суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога, сътворьшааго всю тварь видимую и невидимую. Паче же слышано ему бѣ всегда о благовѣрьнии земли Гречьскѣ, христолюбиви же и сильнѣ вѣрою, како единого Бога въ Троици чтуть и кланяются, како въ них дѣются силы и чюдеса и знамениа, како церкви людии исполнены, како веси и гради благовѣрьни вси въ молитвах предстоять, вси Богови прѣстоять. И си слышавъ, въждела сердцемь, възгорѣ духомъ, яко быти ему христиану и земли его.»[21]




    Учреждение церковной организации в Киеве

    В XX веке была выдвинута и поддержана некоторыми церковными историками (М. Д. Приселковым[22] и А. Карташёвым) гипотеза о том, что при Владимире Киевская Церковь находилась в канонической зависимости от Охридской иерархии Болгарской Церкви, которая в то время якобы обладала автокефалией (что не соответствует общепринятым фактам), большинство исследователей не склонны её разделять.
    В русских летописных источниках фигурирует несколько разных имён первого Киевского митрополита[23]. В Русской Церкви в XVI веке утвердилась традиция считать им греческого (или сирийского) митрополита Михаила (Сириянина), который в месяцеслове именуется «первым митрополитом Киевским»[24]. Митрополиту Михаилу приписывается заслуга основания Златоверхо-Михайловского монастыря в Киеве, а прибывшим с ним монахам — основание монастыря, получившего впоследствии название Киево-Межигорского.




    Крещение других русских земель

    Известно, что первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, была Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Владимир-Волынская и Белгородская (ныне селение Белогородка под Киевом).
    На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.
    Согласно некоторым летописным свидетельствам[25], Новгород оказал активное сопротивление насаждению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты[26].
    В Ростове и Муроме сопротивление насаждению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалась до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, а третий — св. Леонтий — погиб от рук язычников в 1073 (согласно прологу, в 993)[27]. Ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией († 15 мая 1090)[28], восшедшим на кафедру в 1078 году. К 1070-м, видимо, относятся и события, описанные в «Житии»[29][30] Авраамия Ростовского, в частности сокрушение им идола Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь.


    Политические последствия

    Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.
    В византийском церковно-государственном правосознании Император (Василевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности[31][32].
    Так, Киевскому великому князю в XII в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника[33]. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (13061328) — 77-е.
    Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо.»[34]




    Культурные последствия

    Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры, как наследнице античной традиции.
    [​IMG] [​IMG]
    «Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)», 1898 год
    А. П. Рябушкин


    Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.
    Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие[35]).
    Разрушались культовые сооружения — идолы, капища[36]. Уничтожались представители реакционной русской духовной элиты: волхвы и ведуны.
    По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер[37]. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»[37]; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева»)[38].
    Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как раньше.


    В церковной историографии (истории Церкви)

    В месяцеслове Русской Церкви никогда не было и нет праздника (воспоминания) в честь событий 988—989 годов[39]. Вплоть до начала XIX века в России не было истории Русской Церкви как научной отрасли или учебной дисциплины: первым систематическим трудом стала «Краткая Церковная Российская История» митрополита Московского Платона (Левшина) (М., 1805 в 2-х ч.). Церковный историк начала XXI века В. И. Петрушко писал: «Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия „Росия“ формально была открыта столетием раньше.»[20]
    Русская церковно-историческая литература XIX — начала XX века историю христианства в России и Русской церкви обычно рассматривала начиная с I века, связывая её с деятельностью апостола Андрея Первозванного. Так, один из наиболее авторитетных церковных историков конца XIX века Е. Е. Голубинский Первую главу своего фундаментального исследования «История Русской Церкви» обозначил как «Христианство на Руси до св. Владимира»[40]. Наиболее авторитетный русский церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) посвящает истории христианства в России до 988 года первые 2 части своего основного труда [41]. Для обозначения же того, что произошло в Киеве в конце X века использовались различные термины (то есть не существовало устоявшейся, клишированной терминологии): «общее Руския земли крещение при Святом Владимире»[42], «обращение князя Владимира»[43], «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире и Ярославе»[44]. Сам князь Владимир обычно именовался «просветителем»[45][46], как он именуется и в составленном в конце XIX века акафисте ему[47].
    Официальное издание Московской патриархии в 1971 году писало: «По преданию, лучи христианской веры озарили пределы России уже в первые десятилетия христианства. Начало христианизации Руси это предание связывает с именем святого апостола Андрея Первозванного, бывшего на Киевских горах <…> В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Всё это подготавливало величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и последовавшее за этим в 989 [SIC] году крещение Руси.»[48] Указание 989 (а не 988) года соответствовало преобладвшей в то время точке зрения в советской исторической науке о том, что событие имело место после 988 года[49].
    Однако, в «Православном церковном календаре» на 1983 год, когда началась подготовка к празднованию «1000-летия Крещения Руси», указывался 988 год, а событию придавалось значение начала процесса: «Крещение киевлян в 988 году положило начало утверждению христианства во всей Русской земле.»[50]
    Юридически официальный Гражданский Устав РПЦ, зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 30 мая 1991 года (позднейшие не публиковались), гласил: «Русская Православная Церковь ведёт свое историческое бытие от Крещения Руси, имевшего место в 988 году в Киеве при великом князе Владимире.»[51][


    Оценка в советской историографии

    На введение христианства в качестве официалной религии в советской (до 1985 года) исторической науке существовало несколько точек зрения от негативной до в целом (с оговорками) позитивной.
    Так, в изданной в 1930 году книге Церковь и идея самодержавия в России о крещении Руси говорится следующее: «Принесенное к нам из Византии православие сломило и загубило буйный языческий дух дикого свободолюбивого росса, целые века держало народ в невежестве, было гасителем в русской общественной жизни истинного просвещения, убивало поэтическое творчество народа, глушило в нём звуки живой песни, вольнолюбивые порывы к классовому освобождению. Само пьянствуя и подхалимствуя, древне-русское духовенство приучило к пьянству и подхалимству перед господствующими классами и народ, а своей духовной сивухой — проповедями и обильной церковно-книжной литературой окончательно создало почву для полного закабаления трудящихся во власти князя, боярина и жестокого чиновника княжеского — тиуна, творившего суд и расправу над угнетенными массами.»[53]
    Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов 1979 года издания называет введение христианства «второй религиозной реформой» Владимира I и даёт гораздо более взвешенную оценку: «<…> Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув „примитивное“ язычество, становилась теперь равной другим христианским народам <…> Принятие христианства сыграло большую роль для развития русской культуры.»[54]
    Юбилейные празднования

    Впервые юбилей события официально праздновался в Российской империи в 1888 году[55]. «Летопись церковных событий» епископа Арсения(Иващенко)[56] упоминает открытие 15 июля того года благотворительных заведений для приюта старых и калек. Центром торжеств был Киев; присутствовал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев[57].
    В русском зарубежье отмечалось 950-летие Крещения Руси[58].
    1000-летие крещения отмечалось также и в СССР как внутрицерковный юбилей; основные торжества проходили в Москве 12 июня 1988 года в Даниловом монастыре (см. Пимен (Патриарх Московский)#Поместный Собор 1988 и празднование 1000-летия Крещения Руси).
    1020-летие праздновалось в Киеве с 10 по 19 июля 2008 года на церковном и государственном уровнях. В торжествах приняли участие Патриарх Константинопольский Варфоломей I и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 2008 года «День крещения Киевской Руси — Украины» объявлен государственным праздником Украины[59]. Юбилей также праздновался 23 — 25 октября 2008 года в Белоруссии[60]; торжества возглавил Патриарх Московский Алексий II[6
     
  6. Классификатор

    Классификатор Guest

    Репутация:
    0
    Классификатор, 18 дек 2009
    Празднование 1020-летия крещения Киевской Руси (укр. Святкування 1020-річчя хрещення Київської Руси) — общегосударственные мероприятия на Украине в июле 2008 года, посвящённые 1020-летнему юбилею принятия христианства на Руси при князе Владимире Святославиче в 988 году.
    Инициатором и организатором события выступила Международная Общественная Организация - День Крещения Руси (www.dkr.kiev.ua).
    Юбилей также праздновался 23 — 25 октября 2008 года в Белоруссии[1]; торжества возглавил Патриарх Московский Алексий


    Предыстория

    Первое официальное празднование «Крещения Руси» произошло в 1888 году, по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева[3]. Юбилейные мероприятия проходили в Киеве[4]: в преддверии юбилея был заложен Владимирский собор; был открыт памятник Богдану Хмельницкому, совершены торжественные богослужения.
    Празднование 1000-летия Крещения Руси носило в СССР внутрицерковный характер; основные общецерковные торжества проходили 12 июня 1988 года в воссозданном специально к юбилею московском Даниловом монастыре. На торжествах присутствовали предстоятели ряда поместных православных Церквей, но отсутствовал, ввиду разногласий протокольного порядка, Вселенский Патриарх Димитрий I.



    Хроника мероприятий

    Церковное празднование юбилея в рамках Московского Патриархата началось в заключительные дни проходившего в Москве 24 июня29 июня 2008 года Архиерейского Собора РПЦ; юбилей в документах и официальных выступлениях именовался «1020-летием Крещения Руси».[5][6]
    С 10 по 19 июля 2008 года в Киеве проходили торжества, организованные Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) «по поводу 900-летия Свято-Михайловского Златоверхого монастыря и 1020-летия крещения Киевской Руси-Украины».[7]
    [​IMG] [​IMG]
    Константинопольский патриарх Варфоломей I и президент Украины Виктор Ющенко


    Общегосударственные мероприятия по празднованию на Украине 1020-летия крещения Киевской Руси начались 23 июля 2008 года со встречи Президента Украины Виктора Ющенко с членами Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций.[8] По приглашению Президента Украины Виктора Ющенко[9], церковно-государственные мероприятия возглавил Вселенский Патриарх Варфоломей I[10][11], прибывший в Киев утром 25 июля[12]. Мероприятия УПЦ (МП) начались 25 июля.[13][14]
    Вселенскому Патриарху Варфоломею І, при встрече, были оказаны высшие государственные почести: в аэропорту Борисполь его приветствовали Президент Украины Виктор Ющенко, Председатель Верховной Рады Украины Арсений Яценюк, члены украинского правительства, главы всех областных государственных администраций, и. о. главы Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко, секретарь СНБО Раиса Богатырёва, предстоятель УПЦ (МП) митрополит Владимир (Сабодан), представители Киевской горадминистрации, народные депутаты Украины, представители дипломатического корпуса иностранных государств.[12]
    25 июля Президент Украины Виктор Ющенко присутствовал на молебне в Киево-Печерской лавре, совершённом Вселенским Патриархом Варфоломеем І в сослужении митрополита Владимира; присутствовали также представители делегаций зарубежных церквей и члены правительства.[15]
    25 июля с Посланием «в связи с празднованием памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и 1020-летия Крещения Руси» к своей пастве обратился Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви (в составе Московского Патриархата) митрополит Иларион (Капрал).[16]
    Вечером 25 июля Патриарх Варфоломей совершил вечерню в Софийском соборе[17]; храме присутствовали Президент Украины Виктор Ющенко с супругой, глава Организационного комитета по празднованию 1020-летия Крещения Киевской Руси Леонид Кравчук, предстоятели Элладской и Албанской Православных Церквей Архиепископы Иероним и Анастасий, глава УПЦ (МП) митрополит Владимир (Сабодан) с группой иерархов, представители других поместных Церквей, дипломатического корпуса, украинские политики.
    25 июля Виктор Ющенко подписал указ, согласно которому день крещения Руси будет праздноваться ежегодно, 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира.[18]
    26 июля Президент Украины Виктор Ющенко и Вселенский Патриарх Варфоломей І приняли участие в церемонии открытия галереи портретов выдающихся деятелей Украины и выставки православной живописи. Виктору Ющенко и Варфоломею І на выставке были вручены серебряные юбилейные монеты номиналом в 100 гривен, выпущенные Национальным банком Украины по случаю 1020-летия крещения Киевской Руси. Глава украинского государства и Вселенский Патриарх погасили конверты с почтовыми марками, которые «Укрпочта» выпустила по случаю 1020-летия крещения Киевской Руси. Первые погашенные конверты, на которых изображен памятник Святому Владимиру, также были переданы Президенту Украины и Вселенскому Патриарху.[19]
    После молебна в Софийском соборе, на площади перед собором, в присутствии Патриарха Варфоломея, глав и представителей православных церквей других стран, митрополита Владимира (Сабодана), председателя Верховной Рады Арсения Яценюка, секретаря СНБОУ Раисы Богатырёвой, глав областных государственных администраций, представителей дипломатического корпуса других государств, жителей Украины, к собравшимся обратился президент Ющенко, который заявил, что «мы хотим иметь собственное государство и собственную Церковь». Он попросил Патриарха Варфоломея помочь в создании единой поместной православной Церкви[20]:
    Я верю в то, что любые разделения украинских верующих — недолговечны. Я верю в то, что как Божий дар, как историческая правда и справедливость на Украине предстанет Национальная Поместная Церковь. Я верю и прошу, Ваше Всесвятейшество, Вашего благословения. Для мечты. Для правды. Для надежды. Для нашего государства.

    Константинопольский Патриарх в ответ на слова Ющенко провозгласил, что не претендует на расширение своих полномочий, выступает за единство всех православных церквей в рамках церковных канонов и традиций. Он отметил существование проблемы разъединения украинской православной церкви, однако сказал, что присоединение украинской церкви к Московскому патриархату в 1687 году было обусловлено историческими условиями и позволило сохранить православие в Украине.[18] Обращаясь к украинскому народу на торжественном праздновании по случаю Крещения Руси в субботу, Вафоломей I сказал[21]:
    Продолжение этой путаницы в этнофилетических или политических целях, не соответствующее духовному характеру Церкви, ослабило бы объединяющую силу крещения и ещё больше обострило бы существующее тревожное разделение церковного тела, разделение, которое разрушает не только духовное единство, но и гражданское единство украинского народа и несёт в себе очевидные тяжёлые последствия для будущего Украины.
    Церковь-Мать имеет не только право, но и обязанность поддержать в пределах устоявшейся Православной традиции любое конструктивное и перспективное предложение, которое как можно быстрее ликвидировало бы опасные разделение в церковном теле, «чтобы зло не стало большим» для Святой Церкви в Украине и Церкви вообще. Разнообразные политические и церковные трудности, вызванные существующей путаницей, являются очевидными и известны из долгого исторического прошлого, но всем также известно, что забота о защите и восстановлении церковного единства является нашей общей обязанностью, которая перевешивает любые политические или церковные цели в соответствии с наставлением Божественного Основателя Церкви: «Да будут все едино» (Ин.17:21).

    Обращение Президента Украины Виктора Ющенко и Вселенского Патриарха Варфоломея І транслировали в прямом эфире 8 национальных телеканалов Украины. Трансляция также осуществлялась на Польшу, Турцию, Канаду, Грецию и другие страны.[18]
    В тот же день Вселенский Патриарх Варфоломей I возглавил в Киеве панихиду по жертвам Голодомора 19321933 годов возле памятного знака, установленного рядом с Михайловским собором. Вместе со Вселенским патриархом совершили панихиду по умершим на Украине от голода и представители других православных Церквей мира. Президент Украины Виктор Ющенко, его супруга Катерина, Патриарх Варфоломей І и председатель Верховной Рады Украины Арсений Яценюк поставили к памятному знаку «Свечи памяти». В память о жертвах великого Голодомора на Украине была объявлена минута молчания.[22] Вечером в Софийском соборе Патриархом Варфоломеем была совершена торжественная вечерня.[17]
    Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ прибыл в Киев 26 июля в 17:30 по местному времени.[23] Его встретили предстоятель УПЦ (МП) митрополит Владимир, Председатель Верховной Рады Арсений Яценюк и посол России на Украине Виктор Черномырдин.[24] В отличие от визита Вселенского Патриарха Варфоломея І, прибытие Патриарха Алексия ІІ не сопровождалось церемониями государственного визита.[25] Приезд предстоятеля Русской церкви остался в тени государственных торжеств — вплоть до того, что были составлены две параллельные программы празднования. Утром 27 июля, вместе с Патриархом Варфоломеем, совершил литургию на Владимирской горке.[26][27]
    В некоторых СМИ утверждалось, что во время литургии богомольцы УПЦ (МП) были оттеснены от Владимирской горки под предлогом мер безопасности.[28] Представители правоохранительных органов объяснили свои действия соображениями безопасности, в частности, угрозой возникновения давки возле памятника.[29] В слове по окончании литургии 27 июля, Патриарх Алексий II, в частности, сказал[30]:
    Первопрестольный Киев, матерь городов русских, не только не утерял своего значения, но более того, исполнился сил и является ныне одним из важнейших центров, южной столицей Русского Православия. Мы хорошо знаем и помним, что у истоков Православия на Руси стояла Святая Константинопольская Церковь, пастыри которой крестили киевлян в днепровской купели. Воспоминание об этом великом событии крепко и навсегда соединяет нас с Церковью-Матерью, как и вся последующая история, исполненная многими и славными деяниями. Мы с благодарностью вспоминаем патриарха Константинопольского Дионисия, который благословил в далеком уже от нас XVII веке воссоединение некогда единой, но затем по стечению исторических обстоятельств разделенной Русской Церкви.

    26 июля состоялся рок-концерт по случаю 1020-летия Крещения Руси. Первоначально его хотели провести на Майдане, однако впоследствии перенесли на 500 м — к киевской мэрии. Сцену развернули поперёк Крещатика, так что на самом Майдане оказались самые задние ряды зрителей. Концерт начался видеообращениями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Святейший Патриарх Алексий призвал всех быть достойными священной Днепровской купели, сохранить для потомков драгоценное сокровище святой православной веры и быть всегда вместе. Далее началось выступление рок-групп: «DDT», «Братья Карамазовы», «Мастеркласс», «С.К.А.Й.», актёра и шоумена Георгия Делиева. Юрий Шевчук сказал собравшимся[31]:
    Тех политиков, которые пытаются нас поссорить, лет через 30 уже не будет. А мы останемся. И будем жить вместе. Российско-украинская дружба навеки!

    В перерыве между песнями DDT на сцену вышли митрополит Кирилл (Гундяев) и митрополит Днепропетровский Ириней (Середний). Митрополит Кирилл, обращаясь к собравшимся на Крещатике, сказал:
    Привет, Киев!
    Ещё Лаврентий Черниговский говорил, что Россия, Украина и Беларусь — это и есть Святая Русь! И Святая Русь — это не империя! Святая Русь — это не какой-то союз, бывший или будущий. Святая Русь — это идеал красоты, добра и правды!

    Вечером 27 июля в здании Киевской митрополии состоялась беседа Патриархов Варфоломея I и Алексия II, после чего в зале Синодов Киевской митрополии оба предстоятеля ответили на вопросы журналистов.[32] Ранее, митрополит Владимир вручил Патриарху Варфоломею и всем членам Константинопольской делегации памятные награды — юбилейные ордена «1020-летие Крещения Руси» и грамоты Священного Синода.[32] Переговоры между двумя патриархами, по мнению председателя ОВЦС митрополита Кирилла (Гундяева), «свидетельствуют о полном единстве двух Церквей, двух Патриархов и сохранении полного канонического единства во вселенском православии».[33]
    28 июля, в день памяти святого князя Владимира, Патриарх Алексий II возглавил служение литургии на Соборной площади Киево-Печерской лавры; по окончании Литургии со словом поздравления ко всем присутствующим обратился митрополит Владимир (Сабодан); «затем с Первосвятительским словом к верующим обратился Святейший Патриарх Алексий, который поздравил всех с днем памяти равноапостольного великого князя Владимира и 1020-летием Крещения Руси. По словам Его Святейшества, святой князь Владимир стоял у колыбели нашей Поместной Церкви».[34] Тысячи верующих после божественной литургии скандировали: «Алексий — наш Патриарх».[35]
    Планировавшаяся ранее поездка Патриарха Алексия II в Донецк «по рекомендациям врачей» была отменёна.[36] Пресс-секретарь митрополита Донецкого и Мариупольского (УПЦ (МП)) Илариона Георгий Гуляев: «Патриарх очень огорчен. Он планировал и был серьёзно настроен на приезд в Донецкую область, однако, возраст и переживания по поводу определённых моментов, которые были в Киеве, помешали его визиту».[37] По некоторым сведениям[38], отмена визита была знаком протеста против «прохладного приёма» Патриарха властями Украины. 30 июля МИД Украины отверг как безосновательные обвинения российской стороны в том[39], что торжества прошли при неуважительном отношении к руководству Русской православной церкви[40].
    В речи 28 июля на торжественном концерте в честь 1020-летия Крещения Руси во дворце «Украина» Киева Патриарх Алексий, в частности, сказал[41][42]:
    Движимая материнской любовью, наша Церковь горячо желает того, чтобы те её чада, которые неразумно ушли на страну далече (Лк.15:13), возвратились в дом отчий. Но происходить это должно в соответствии с незыблемыми канонами Церкви. Только на этом прочном фундаменте возможно восстановление подлинного единства без опасности дальнейших разделений.

    Накануне отъезда Вселенского патриарха Варфоломея І из Украины, Виктор Ющенко в очередной раз выразил уверенность в том, что стремление к единой поместной национальной церкви будет неизбежно реализовано и это произойдёт в обозримой перспективе. Со своей стороны, Варфоломей І заверил в том, что Константинопольский патриархат приветствует объединительные тенденции в украинском православии: «Именно потому, что мы являемся представителями Матери-Церкви, нас беспокоят ваши перспективы и ваше будущее. Мы заинтересованы в единой украинской церкви, поскольку в этом заключается интерес православия и в этом заинтересован украинский народ».[43][44]


    Иные представители поместных православных Церквей, принявших участие в праздновании

    В празничных мероприятиях по случаю 1020-летия крещения Киевской Руси также приняли участие[45]: от Константинопольской Церкви митрополит Галльский Эммануил — глава Французский епархии, митрополит Михаил — глава Австрийской епархии, Ириней — митрополит Мириофит и Перестасис, Генеральный секретарь Сященного Синода Вселенского Патриархата архимандрит Элпидофор Ламбриниадис; от Александрийской Церкви — Петр, митрополит Аксумский; от Иерусалимской Церкви архимандрит Стефан; предстоятель Албанской Церкви митрополит Анастасий — архиепископ Тираны и всей Албании; предстоятель Элладской церкви Иероним — архиепископ Афинский и всей Эллады; от Польской Церкви — Авель, архиепископ Люблинский и Холмский; от Сербской Церкви — Василий, епископ Зворничко-Тузланский; от Болгарской Церкви Дометиан, митрополит Видинский, заместитель Патриарха; от Румынской Церкви Нифон, архиепископ и митрополит Тирговиште и Сергий, митрополит Некреский и Еретский.


    Реакция со стороны Московской Патриархии и властей России

    [​IMG] [​IMG] Монета 100 гривен, посвященная 1020 - летию крещения Киевской Руси
    Протокольная сторона организации торжеств властями Украины вызвала протесты со стороны официальных представителей Московского Патриархата: 21 мая 2008 года Отдел внешних церковных связей МП заявил, что «приглашение Вселенского Патриарха на празднование 1020-летия Крещения Руси, по церковным правилам, должно исходить от патриарха Московского и всея Руси», поскольку Украина является его канонической территорией.[46][47] Патриарх Московский Алексий II также был приглашён Президентом Украины.[48]
    14 июля на сайте Московской Патриархии был опубликован комментарий председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви архимандрита Кирилла (Говоруна), в котором подчёркивалось, что Патриарх Варфоломей приезжает в гости именно к Украинской Православной Церкви и признаёт в качестве предстоятеля местной Православной Церкви исключительно митрополита Владимира (Сабодана).
    16 июля 2008 года стало известно, что «Константинопольский Патриарх дал согласие на участие в протокольных мероприятиях и, более того, на контакты с представителями различных религиозных объединений Украины».[49][50][51] Украинская пресса накануне приезда Патриарха Варфоломея писала, что Патриарх Московский Алексий II призвал приглашённых на торжества предстоятелей прочих поместных Церквей игнорировать мероприятия в Киеве.[52][53]
    23 июля Священный Синод УПЦ (МП) направил Вселенскому Патриарху Обращение[54], в котором, в частности говорилось: «Мы уверены, что Украинская Православная Церковь способна самостоятельно решить свои внутренние проблемы. Помощь же других Поместных Церквей не должна становится вмешательством во внутренние дела нашей Церкви».
    По сведениям газеты Коммерсантъ[55] и иных источников[56][57], в преддверии торжеств Московская патриархия, а также российское руководство прилагали усилия к «срыву праздника»; по мнению издания, «очевидно, что фактический срыв празднований может только подтолкнуть украинскую сторону к еще более активным действиям»[55]. Сведения российской газеты косвенно подтверждаются публикацией в турецкой «Джумхуриет» (Cumhuriyet), статья политического обозревателя которой утверждала, что «вмешательство во внутренние дела других стран» Патриарха Варфоломея «от Кипра до Эстонии, от Иерусалима до Украины» создаёт внешнеполитические проблемы Турецкому государству.[58]
    Мероприятия 28 июля в Лавре во главе с Патриархом Алексием II российские СМИ представили как «главные торжества в честь 1020-летия Крещения Руси», называя Константинопольского Патриарха Варфоломея «стамбульским патриархом».[59]
    С критикой действий Российской Федерации выступило Министерство иностранных дел Украины. Как сказано в обращении, МИД Украины «с обеспокоенностью восприняло обнародованное российской стороной сообщение», в котором содержатся оценки, которые «не отвечают действительности, является слишком заполитизированными и далекими от объективности». Особенное недоумение МИД Украины «вызывает безосновательное обвинение с русской стороны о вроде бы „неуважительном отношении“ к ерархам РПЦ во время их участия в праздновании 1020-летия крещения Киевской Руси».[60]
    По мнению старшего научного сотрудника украинского Института изучения России Виктора Константинова, попытки властей Украины «создать единую поместную православную церковь на Украине, подчиняющуюся не Русской Православной Церкви, а Константинопольской Патриархии, будут иметь масштабные внешнеполитические последствия. Реакция Москвы на действия официального Киева может быть беспрецедентно жёсткой»[61].




    Критика действий Московского патриархата

    Епископ Васильковский Евстратий (Зоря), руководитель Информационно-издательского отдела Украинской православной церкви Киевского патриархата 25 июля 2008 года сказал: «Московский Патриарх, Церковь России теряет монополию на Украину. До сегодняшнего времени московской церковной дипломатии удавалось довольно эффективно изображать проблемы Православной церкви на Украине внутренней проблемой Русской церкви. Заявления, которые сделал Вселенский Патриарх, сам факт его визита, несмотря на сопротивление и не желание Москвы, чтобы этот визит состоялся, свидетельствуют о том, что эта матрица сломана, что Украина уже не рассматривается Вселенским православием как исключительно московская внутренняя территория. И, соответственно, проблемы в Украинской церкви уже не рассматриваются как внутренние проблемы Московского патриархата».[62]
    4 августа было опубликовано его же интервью, в котором говорилось, в частности: «Знаете, поведение патриарха Алексия мне напомнило поведение капризного гостя, который хочет, чтобы хозяева исполняли все его прихоти. Думаю, что этот визит был ему глубоко неприятен, и поэтому он постарался сократить его до минимума, не поехав в Донецк».[63]




    Значение праздника

    По мнению представителя УПЦ КП епископа Евстратия, Киевский патриархат не считает 1020-летие крещения Киевской Руси юбилеем, но празднует эту дату, чтобы исправить несправедливость 20-летней давности, когда основные мероприятия 1000-летнего юбилея проходили в Москве: «Мы восстанавливаем историческую справедливость и возвращаем праздник туда, где он родился».[64] В преддверии приезда Вселенского Патриарха епископ Евстратий (Зоря) подчеркнул: «В действительности Московский патриархат не имеет никаких законных прав на управление Украинской церковью, потому что эта церковь никогда ему не принадлежала. Москва присутствует тут лишь по праву силы, а не по силе права»[65].
    Президент Украины Виктор Ющенко накануне прибытия Вселенского Патриарха высказал своё мнение, что «визит на Украину Его Всесвятейшества Вселенского Патриарха Варфоломея І по случаю празднования 1020-летия крещения Киевской Руси начинает те фундаментальные процессы консолидации украинского православия, которые должны нас привести к единой поместной церкви».[66] Он отметил: «Это колоссальная честь для нашей земли, для нашего народа встречать Вселенского Патриарха. <…> В последний раз Вселенский Патриарх был на Украине, встречая войско гетмана Зиновия Хмельницкого в 1648 году»[66][67] Наблюдатели отметили, что последняя часть фразы не вполне точна, так как Вселенские патриархи неоднократно посещали Украину и раньше[68], а Варфоломей 24 сентября 1997 года был в Одессе, где имел неофициальную встречу с Патриархом Московским Алексием II[69][70].
    Патриарх Варфоломей І подтвердил точку зрения Вселенского Престола о том, что Украинская православная церковь (Киевская митрополия) семь столетий входила в каноническую юрисдикцию Церкви-Матери — Вселенского патриархата, то есть начиная со времени принятия крещения князем Владимиром и до переподчинения её Московскому Патриархату вследствие аннексии её Российским государством.[71][72]
    На пресс-конференции 28 июля представитель УПЦ (МП) архимандрит Кирилл (Говорун) отметил, что церковный раскол на Украине будет преодолен, но вопрос об автокефальном статусе Церкви должен обсуждаться только после объединения украинского Православия, каковой подход, по его мнению, разделяет и Патриарх Варфоломей.[73]
    «День крещения Киевской Руси — Украины» (28 июля каждого года) был официально объявлен государственным праздником Украины. Инициаторами выступили Национальный совет по вопросам культуры и духовности, Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная православная церковь и др.[74] На состоявшемся 5 августа 2008 года заседании Священного Синода УПЦ (МП) был утверждён текст обращения к Президенту Украины Виктору Ющенко, в котором от лица духовенства и мирян была выражена благодарность за установление государственного праздника «День Крещения Киевской Руси».[75]
    По мнению Алексея Малютина, официальный комментарий главы Отдела внешних церковных связей УПЦ (МП) архимандрита Кирилла (Говоруна) после встречи за закрытыми дверями Патриархов Варфоломея I и Алексия II означает, что «Московская патриархия, которая раньше считала Украину своей эксклюзивной „канонической территорией“, теперь допускает туда в качестве активного действующего лица и Константинополь. А значит, постепенно уступает Украину в обмен на сохранение собственного лица и „единства мирового православия“».[76]
    Во время разговора Президента Украины Ющенко и Патриарха Варфоломея в Стамбуле 28 октября 2008 года, Виктор Ющенко выразил признательность Патриарху за участие в торжественном праздновании 1020-летия Крещения Киевской Руси; по словам президента, молитвы и речи Патриарха произвели сильное впечатление на верующий украинский народ и дали уверенность в действенной помощи в создании Украинской поместной православной церкви.[77][78]
    Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, участвовавший в праздновании подчеркнул[79]:


    Создание единой Украинской православной церкви

    28 июля 2008 года руководитель отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви Московского патриархата архимандрит Кирилл (Говорун) заявил, что, по результатам переговоров, Патриарх московский Алексий II и предстоятель Константинопольской православной церкви Вселенский патриарх Варфоломей I договорились сотрудничать в вопросе создания единой Украинской православной церкви, совместно со всеми украинскими православными церквями и другими церквями мира.[80]
    Газета Коммерсантъ от 28 июля 2008 года опубликовала данное ей 26 июля Л. Кравчуком неофициальное интервью, в котором он изложил имевшийся план преодоления юрисдикционно-канонического кризиса: «Насколько я знаю, Филарет [глава Украинской православной церкви Киевского Патриархата] и Мефодий [глава Украинской автокефальной православной церкви] должны написать обращения к Варфоломею с просьбой принять их под свою юрисдикцию. В качестве митрополии. И будет две Церкви — одна под Москвой, другая под Константинополем. А потом Константинопольский Патриарх сделает киевскую митрополию автокефальной Церковью. Ну, это, по крайней мере, один из сценариев».[81][82]
    В пресс-релизе УПЦ КП по случаю празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси о визите Вселенского Патриарха говорилось: «В Киевском патриархате полагают, что визит предстоятеля матери-Церкви, его личное знакомство с Украиной, будут способствовать оживлению объединительных процессов в украинском православии. Целью этих процессов является объединение Украинской Церкви и признание ее поместной и автокефальной».[83][84]
    В ходе опроса граждан Украины, проведённого Киевским международным институтом социологии в преддверии 1020-летия Крещения Руси, было предложено ответить на вопрос: «Какая православная церковь более всех имеет право считаться исторической правопреемницей Православной церкви, основанной в Киевской Руси 1020 лет тому назад?» 32,6 % опрошенных ответили, что правопреемницей церкви времен Киевской Руси является УПЦ Киевского Патриархата; 15,6 % считают такой УПЦ Московского патриархата; 1,9 % — Украинскую автокефальную православную церковь; 10,1 % — Русскую православную церковь; 37,5 % затруднились ответить на вопрос.[85]


    Монета, посвященная 1020-летию крещения Киевской Руси

    17 июля 2008 года была выпущена в обращение серебряная монета номиналом 100 гривен, посвященная 1020 — летию крещения Киевской Руси. На аверсе монеты вверху размещен малый Государственный Герб Украины, по кругу на фоне стилизованного орнамента — надписи: Вверху — Национальный банк Украины, внизу — «Сто гривен», между ними — год чеканки монеты 2008 (справа), обозначение металла и его пробы — Ag 999, масса в чистоте — 1000, логотип Монетного двора Национального банка Украины (налево). В центре монеты в кругу, образованном из стилизованных лучей, размещен крест и надписи полукругом: «Православ’я» (вверху) «Из Киева по всей Руси».[86]
    На реверсе монеты изображена многофигурная композиция крещения, под которой размещена надпись — «988 год», вверху полукругом надпись — «Крещение Киевской Руси». Масса монеты 1000,0 грамм, диаметр 100,0 мм. Тираж — 800 штук.[86]


    Награждение государственными наградами

    По случаю 1020-летия Крещения Руси иерархи православных церквей были награждены высшими наградами Украины. Так, Вселенский Патриарх Варфоломей І был награжден высшей наградой Украины — орденом князя Ярослава Мудрого[87] І степени[88]. Предстоятели православных церквей других государств были также награждены орденами князя Ярослава Мудрого ІІІ — V степеней и орденами «За заслуги».
    Накануне празднования Крещения Руси орденами князя Ярослава Мудрого І степени были награждены Патриарх Киевский и всей Руси — Украины Филарет (УПЦ КП)[89], митрополит Киевский и всей Украины Владимир (УПЦ (МП)) и глава Украинской грекокатолической церкви кардинал Любомир Гузар[90].
     
  7. kogor

    kogor

    Репутация:
    -60.215
    kogor, 18 дек 2009
    товарищ, прячьте такую информацию под спойлер!!!
     
  8. Alexander82i

    Alexander82i

    Репутация:
    0
    Alexander82i, 18 дек 2009
    после тысячитилетнего засилья язычества христианства они очень мирно приняли, многие народцы даже очень добровольно.
     
  9. kogor

    kogor

    Репутация:
    -60.215
    kogor, 18 дек 2009
    а те же горные марийцы до сих пор язычники (?солнцепоклонники) и ничего, живут себе в центре России.
     
  10. Sinoptik

    Sinoptik Ословед

    Репутация:
    1.963.929
    Sinoptik, 18 дек 2009
    Грубо говоря язычество может находится в самых разных отношениях с народной душой.

    Например, в римской империи государственный культ к моменту появления христианства представлял собой совокупность механических ритуалов имевших смысл лишь как традиция и ритуал лояльности. Контекст у этих традиций и ритуалов был к 1-му веку забыт давно и прочно. (см. хотя бы Доддса по этому поводу)

    Грубо говоря за покрашенным фасадом давно не было уже ничего кроме гнили и запустения. Христианство (ну и синкретические средиземноморские культы) лишь ударило молотком по этому фасаду.

    Аналогичная ситуация (потеря культовыми практиками своего контекста, упадок язычества) наблюдается в принципе всюду с разложением родоплеменных отношений.

    Неужели только амбициям конунгов-христианизаторов Скандинавия обязана забвению язычества? Ах если бы
    Гуревич А.Я. Викинги

    И такое имело место в раннее Средневековье всюду. Естественно нашим неопаганам это нож в сердце, но что ж поделаешь.
     
  11. Mr.Wrong

    Mr.Wrong Ословед

    Репутация:
    468.389
    Mr.Wrong, 19 дек 2009
    хм, странно, что вы говорите о развитии срарообрядчества будто оно появилось не сразу после никоновских реформ, а через n-ное кол-во времени, да и очень трудно представить, как мог фольклор повлиять на духовную составляющую...
    Не язвите, я различаю фольклор как этническое составляющее.
     
  12. Sinoptik

    Sinoptik Ословед

    Репутация:
    1.963.929
    Sinoptik, 19 дек 2009
    Что такое этническое составляющее в контексте темы?

    Фольклор, уверяю, это самое что ни на есть духовное, и у большинства верующих собственно религиозные представления выше фольклорно-мифологического уровня не поднимаются.

    Что касается влияния финно-угрорского язычества, то это практически общая тема в исследованиях старообрядческих сект Поволжья и Севера. Начиная где то с Щапова (может и раньше, но тут просто не знаю)
     
  13. Mr.Wrong

    Mr.Wrong Ословед

    Репутация:
    468.389
    Mr.Wrong, 19 дек 2009
    Хорошо, не буду спорить, соглашусь с Вами, ибо до конца все равно не понимаю
     
  14. Тайгер

    Тайгер Ословед

    Репутация:
    285.083
    Тайгер, 20 дек 2009
    Sinoptik, вобщем понятно, благодарю. Буду дальше изучать вопрос.
     
  15. Робот

    Робот Форумный Робот

    Репутация:
    837.666
    Робот, 17 янв 2014
    Техническая информация

    Эта тема была перенесена из раздела История.

    Перенес: levko
     
Загрузка...