Рождественские концерты в разделе Классика - завершены

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

RamonA07

Девушка
Рождественские концерты

picture.php


Самый развернутым праздником зимы были зимние святки. Происхождение слова "святки" идет от светел, светлеющий. В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней, длящихся с полудня 25 декабря до утра 6 января, означая прибавление солнечного света. В православном христианстве - двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). В эти дни представляю вашему вниманию небольшой праздничный концерт. Если вы пригласите и других исполнителей к нашему концерту - будет просто замечательно.

Концерт ведет: RamonA07​

I отделение

____Первое отделение нашего концерта откроет западная музыка эпохи Барокко великих немецких классиков, к чьему творчеству обращалось не одно поколение музыкантов всех стран. Иоганн Себастьян Бах Magnificat. Это церковное песнопение состоит из 12 номеров. Целостная композиция произведения включает в себя три цикла. Первые четыре номера - первый цикл, обрамленный схожими торжественными хорами. В альтовой арии (№2) воспевается радость души, в проникновенной арии для сопрано с солирующим гобоем - смирение. Второй цикл образуют номера 5-9. Это басовая ария - благодарение тому, "кто возвеличил меня", певучий дуэт о милосердии, мощный хор "явил силу", энергичная теноровая ария - "низложил сильных мира сего, вознес смиренных", и прекрасная пасторальная ария с двумя солирующими флейтами и continio - "алчущих исполнил благ". Третий цикл раскрывает прозрачный по имитационному звучанию терцет №10. Завершают песнопение фуга и Gloria - Слава.

____Георг Фридрих Гендель - великий немецкий композитор, проживший большую часть жизни в Англии, оперный реформатор. Послушаем его кантату Dixit Dominus, состоящую из 8 частей.

Исполнительский состав:
Natalie Dessay
Karine Deshayes
Philip Jaroussky
Toby Spence
Laurent Naouri
LE CONCERT D'ASTREE
EMMANUELLE HAIM

И.С. Бах Magnificat Гендель.rar 257.70 Мб 49.[160-163]


II отделение

____Второе отделение нашего концерта посвящено нашей современной симфонической музыке. — композитор, профессор Московской консерватории. Прозвучит его трехчастная композиция "Украинские колядки, щедривки, веснянки" для симфонического оркестра.
Исполнительский состав:
Большой симфонический оркестр Гостелерадио
Дирижёр - Геннадий Рождественский


Украинские колядки, щедревики, веснянки.rar 74.65 Мб 49.[160-163]



Ну вот и все. Позднее я расскажу вам о колядках. Если вы будете продолжать наполнять тему музыкой - это будет великолепно. Ведь я только начала поиск колядок в интернете. Если вам понравилась идея "концертов", то давайте подумаем - вдруг мы дорастем постепенно и до клуба любителей "Классика"? ;)

 

RamonA07

Девушка
Концерт второй...

Концерт второй...
...Русская опера.


Дорогие слушатели, продолжаем наше путешествие по музыке зимних святок. Как ни одна другая близка к зимней поре замечательная опера Н.А. Римского-Корсакова по мотивам повести Н.В. Гоголя. Да-да. Это Быль-колядка или "Ночь перед Рождеством". Рождество мы встретили. Но...кто еще в Челябинске сможет похвастать, что зимой прослушал оперу в четырех действиях Римского-Корсакова под дирижированием великолепного Голованова? Поспорю, что почти никто.
Концерт ведет: RamonA07

Концерт состоит из четырех отделений.
___"Ночь перед Рождеством" - очень своеобразная опера. Переплетение народно-бытовых и фантастических интонаций, украинский колорит, необычайная лиричность некоторых сцен, юмор и сатира, звукопись. В то же время, композитор на значительное расстояние удаляется от литературного первоисточника, вплоть до введения новых персонажей и фантастических сцен. В "Полёте Вакулы" мы видим целую галерею всякой всячины, от звёздочек до кометы!
___Вся гоголевская фантастика и чертовня окрашена у Римского-Корсакова в такие добродушно-юмористические тона, что и креститься не приходится! Всё "демоническое" у композитора какое-то не очень демоническое. Чего стоит песня Солохи, вылетающей на "охоту" за звёздами. Это старинная колядовая песня. Эту же песню подхватывает и Чёрт. Потом эта тема преобразуется в мотив "демонической колядки", которую поёт нечистая сила, бросившаяся в погоню за Вакулой! И эту же песню поёт "добрый" хор колядующей молодёжи. Всё рядышком: добрые божества Коляда и Овсень и нечистая сила..."
___Но нет, нет-нет-нет. Перед операми не говорят вступительного слова. Занавес просто поднимается и все. Разве что Игорь Белза мог бы сказать пару строк, вкратце изложить либретто...Нет, итак. Занавес!

Римский-Корсаков. "НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ", опера в четырёх действиях. Дирижёр - Н.Голованов. 00:39

[pw]Christmas Eve (Golovanov - All-Union Radio Chorus&Orchestra, 1947).rar 154.95 Мб[/pw]

Формат: mp3 160kbps потрековый.
Объём: 154 Мб.
Состав исполнителей:
Царица - Людмила Легостаева (меццо-сопрано)
Голова - Сергей Мигай (баритон)
Чуб - Сергей Красовский (бас)
Оксана - Наталья Шпиллер (сопрано)
Солоха - Наталья Кулагина (контральто)
Вакула - Дмитрий Тархов (тенор)
Панас - Всеволод Тютюник (бас)
Дьяк - Сергей Стрельцов (тенор)
Пацюк - Алексей Королёв (бас)
Чёрт - Пётр Понтрягин (тенор)

Большой хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета

Дирижёр - Николай Голованов.
Запись 1947 года
В архиве имеется статья Jonathan Woolfа, полное либретто с описанием всех сцен и картин, тексты.
http://www.forumklassika.ru/content.php?r=132

Быль - колядка, или "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова

Давно надо было хоть как-то обозначить это волшебное время...Новый год, Рождество! Сказка, чудо и надежда на...А на что, я и сам не знаю!

Корсаков решил написать оперу на сюжет одной из самых добрых сказочных повестей Гоголя сразу, в одночасье. Послушал 10 апреля 1894 года концертное исполнение "Майской ночи" и принял решение: опере про Чёрта, Кузнеца и черевички - быть!
Надо сказать, что период в жизни у Николая Андреевича тогда был очень непростой. Практически кризис! И выходить из кризиса он решил с опорой на близкий по тематике удачнейшей "Майской ночи" сюжет. Конечно Гоголь. Конечно сказка. Добрая, искрящаяся юмором, народным колоритом сказка.
Помимо того. что композитор вышел из полосы заторможенности и апатии, так ещё и открыл своей новой оперой необычайный по насыщенности период своего творчества. Оперы появляются практически ежегодно!

"Ночь перед Рождеством" - очень своеобразная опера. Переплетение народно-бытовых и фантастических интонаций, украинский колорит, необычайная лиричность некоторых сцен, юмор и сатира, звукопись. Всё это есть. Но это есть и в других операх. Например, в той же "Майской ночи". Но в "Ночи перед Рождеством" Римский-Корсаков на значительное расстояние удаляется от литературного первоисточника, вплоть до введения новых персонажей и фантастических сцен. В "Полёте Вакулы" мы видим целую галерею всякой всячины, от звёздочек до кометы!

Вообще, здесь Корсаков так сильно увлёкся мистическими штучками, что это нарушило некий баланс, помешало органическому соединению фантастики и быта (что так гениально было сделано в "Майской ночи") и нанесло ущерб единству драматургической концепции оперы. Он сам так считал.

Но это не мешает наслаждаться замечательной оперой. Вся гоголевская фантастика и чертовня окрашена у Римского-Корсакова в такие добродушно-юмористические тона, что и креститься не приходится! Всё "демоническое" у композитора какое-то не очень демоническое. Чего стоит песня Солохи, вылетающей на "охоту" за звёздами. Это старинная колядовая песня. Эту же песню подхватывает и Чёрт. Потом эта тема преобразуется в мотив "демонической колядки", которую поёт нечистая сила, бросившаяся в погоню за Вакулой! И эту же песню поёт "добрый" хор колядующей молодёжи. Всё рядышком: добрые божества Коляда и Овсень и нечистая сила.

Чёрт в этой опере совсем не страшный. Он забавный и ... немножко жалкий. Всё сетует на то, что люди не чтут старых обычаев.

Солоха...Ну с этой всё понятно! И здесь больше мягкого добродушия и простоватого эротизма, чем сатиры и фантасмагоричности. Эта ведьма не имеет ничего общего с её оперными сестричками, скажем с Ведьмой из "Хензеля и Гретель" Хумпердинка.

Оксана в опере музыкально гораздо богаче Вакулы. Вообще, лирическая линия в "Ночи перед Рождеством" не достигает такого уровня, как в "Майской ночи". Это видно и слышно в том, какой музыкальный материал "дарит" композитор своим влюблённым. Две роскошные, сложные, яркие, "белькантовые" арии у Оксаны и всего одна "песня" у Вакулы. Это для Римского-Корсакова не новость. Он всегда внимательнее относился к сопрано, нежели к другим голосам.

Прекрасны сцены, где действуют яркие персонажи украинской деревенской жизни: Чуб, Дьяк, Голова, Панас. Особенно хороша сцена у Солохи, в которой Дьяк, изъястняющийся в привычной церковной манере, "разговаривает" с "ОбвОрОжительной СОлОхОю", которая на свой лад, велеречиво-торжественно-распевно, ему отвечает.

Опера чудесная. Её особенно приятно слушать в записи, поскольку можно сфокусировать внимание и на вокале, и на музыке. Роскошная оркестровка Римского-Корсакова, его находчивость и фантазия, производят сильное впечатление.

Запись оперы, о которой я скажу, появилась вообще у меня одной из первых. До сих пор, а прошло уже больше 15 лет, я радуюсь!

Михаил Юровский, оркестр театра "Форум" (помните, был такой), хор Юрлова и подборка замечательных певцов Большого театра создали в партнёрстве с фирмой "Le Chant du Monde" продукт высочайшего качества.

Юровский буквально ввергает нас в мир сказок и фантазий Римского-Корсакова и Гоголя с первых тактов вступления. А вступление к опере - один из мировых шедевров музыкальной живописи. Мерцание звёзд в холодном зимнем небе, прозрачный морозный воздух, застылость, но не мёртвая, а обещающая чудеса, сказку. Безмятежная зимняя ночь. Этим всё сказано. Оркестр звучит бесподобно, а оркестру тут предназначена чуть ли не главная роль!

Оксану поёт замечательная, но не слишком долго певшая, Екатерина Кудрявченко. Наверное, это лучшее, что сделала эта певица в записи. Трудная партия Оксаны с двумя большими ариями-размышлениями, дуэтом и сценами по силам только певице самого высокого вокального уровня. Мы слышим практически бельканто: кантиленность, динамические оттенки, краски и недюженную виртуозность. В этот же период (начало 90-х прошлого века) Екатерина сенсационно спела сложнейшую партию Лукреции в опере Верди "Двое Фоскари" в Великобритании...К сожалению, дальнейшая карьера певицы для меня загадка.

Тёплый большой голос, абсолютный контроль и мастерство виртуоза - вот какая это Оксана в записи Юровского!

Вакула...Неблагодарная и трудная партия. Неудобная тесситура. Мало сольных номеров. Да что там, один сольный номер - песня! Владимир Богачёв достойно справляется со всеми препятствиями партии. Его голос не особенно красив в целом, но есть у певца эдакие прорывы и мы слышим сладчайшее, красивейшее звукоизвлечение.

Солоха - звезда мировой оперы Елена Заремба. Партия не очень большая, но яркая и запоминающаяся. Мощное контральтовое звучание голоса Зарембы хорошо подходит для Солохи. Как и многие другие славянские меццо, голос Зарембы одновременно и грубоват, и богат, и женственен. Это самое то! Слушаешь и перед глазами дивная Людмила Хитяева-Солоха из замечательной экранизации повести Гоголя.

Дьяка поёт певец-легенда. Алексей Масленников, тенор которого уже в значительной мере ко времени записи оперы, утратил свои чисто вокальные качества, тем не менее рисует нам законченный и интересный образ дьяка-романтика. Это явно любящий жизнь, прохиндеистый деятель, очаровательный и уютный. Как он говорит с Солохой! Масленников нам дарит яркие отблески своего грандиозного таланта певца-актёра.

Максим Михайлов-Панас, Станислав Сулейманов-Чуб, Борис Бейко-Пацюк и Вячеслав Верестников - Голова являют нам сильную группу низких мужских голосов, индивидуальных и ярких. Все они увлечённо и артистично исполняют свои небольшие, но значительные партии.

Чёрта поёт Вячеслав Войнаровский...Надо сказать, что это не самое лучшее, что есть в этой записи. Голос певца звучит не идеально. Такое ощущение, что этот Нечистый сильно устал к концу года. И все его проделки исполнены налётом "уставшей обречённости", а не вечной борьбой зла за место, так сказать, под солнцем!

Ярко "поданы" образы Царицы (Ольга Терюшнова) и , особенно, двух мерзотных сельских склочниц, которые здесь звучат голосами Раисы Котовой и Зои Смольяниновой. Игра тембров, прекрасная дикция и ощущение ансамбля - вот, что здесь хорошо слышно.
Отдельно можно сказать о великолепной дикции всех участников записи.
Rimski-Korsakov: La Nuit de Noel (Christmas Eve) by Rimski-Korsakov, Mikhail Yurovski, Vladimir Bogatchov, Ekaterina Koudriavtchenko, and Elena Zaremba (Audio CD)


Вступление:
http://www.youtube.com/watch[MEDIA=youtube]cXj2vLbZLL0

Ария Оксаны (увы, на английском) в исполнении Джулии Конвелл:
http://www.youtube.com/watch[MEDIA=youtube]SzO8Xnr5JTc

Ещё отрывочек:
http://www.youtube.com/watch[MEDIA=youtube]lW1OrmizcK0
Эта статья была изначально опубликована в дневнике: Быль - колядка, или "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова, автор темы Sasha.E.Zhur

Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец.


музыку для обоих концертов помог скачать няк :kisyz:
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху