Телеканал "Культура": обсуждение передач, концертов, музыки

Вы смотрите телеканал Культура? Как часто?

  • Включаю ребенку, чтобы посмотрел мультик

    Голосов: 0 0,0%
  • Мои "внутренние часы" настроены на этот канал, живу им!

    Голосов: 0 0,0%

  • Всего проголосовало
    17

RamonA07

Девушка
picture.php


Официальный сайт: http://www.tvkultura.ru => http://www.tvkultura.ru/music/

Тема далека еще от окончательного оформления. :)

В этой теме предлагаю обсуждать культурное наследие, транслируемое по телеканалу Россия "Культура". Чем богат этот канал? Регулярные качественные известные трансляции опер, балетов, концертов, конкурсов. Что уже говорить о частых интервью, служащих теми гидами в мире творцов культуры. Также, если кто-то внимательно следить за программой, давайте предупреждать друг друга о предстоящем.


Навигатор:
с 16 января: Выдающиеся дирижеры современности. Цикл концертов в эфире телеканала "Культура".
 

RamonA07

Девушка
Выдающиеся дирижеры современности. Цикл концертов в эфире телеканала "Культура".

Внимание, с 16 января! Первая трансляция в 15:55

16.01. 2010


Выдающиеся дирижеры современности. Цикл концертов в эфире телеканала "Культура"

Телеканал «Культура» представляет премьеру — цикл из десяти концертных программ «Выдающиеся дирижеры современности». Первую программу — выступление Саймона Рэттла и Берлинского филармонического оркестра — смотрите 16 января в 15:55.

picture.php


Нет более авторитетных фигур в современной музыкальной культуре, чем представители мировой дирижерской элиты. Создатели цикла выбрали десять значимых имен – Саймон Рэттл, Лорин Маазель, Даниэль Баренбойм, Марис Янсонс, а также их прославленные российские коллеги Юрий Темирканов, Владимир Спиваков, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Владимир Федосеев, Валерий Гергиев. Сегодня они общепризнанные мэтры и руководители крупнейших оркестров.

В основе каждой программы — выступление одного из названных маэстро со своим оркестром. Существует мнение, что дирижер может по-настоящему раскрыться только в своем коллективе. Точно так же любой оркестр будет звучать максимально выигрышно со своим главным дирижером, намерения и жесты которого музыканты понимают, не поднимая глаз от нот.

В этом и есть основная идея цикла — показать выступления крупных дирижеров именно со своими постоянными оркестрами. Некоторые из представленных маэстро много лет руководят коллективами (Юрий Темирканов и Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича, Саймон Рэттл и Берлинский филармонический оркестр). Другие являются основателями своих оркестров (Владимир Спиваков и камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Даниэль Баренбойм и оркестр «Западно-Восточный Диван», Михаил Плетнев и Российский национальный оркестр).

Солисты: скрипачи Вадим Репин и Сергей Крылов, гобоист Алексей Уткин, пианист Денис Мацуев и другие. Программа самая разнообразная — от И.С. Баха до А.Шенберга и А.Пярта. Все произведения принадлежат к числу шедевров мировой музыки.
Ведущий цикла — пианист с мировым именем Денис Мацуев. Он уже успел поработать с большинством названных дирижеров и готов поделиться личными впечатлениями от общения с ними.
В первой программе — Саймон Рэттл и Берлинский филармонический оркестр. Солист Вадим Репин. В программе: И. Стравинский. Симфония в трех движениях; М. Брух. Концерт для скрипки с оркестром №1 соль минор; Л. Бетховен. Симфония № 7.

Концерты цикла в эфире каждую субботу.

Пресс-служба телеканала «Культура»
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=408972&cid=2
Думаю, что не стоит пропускать. ;)
 

RamonA07

Девушка
Итак, мои впечатления о том, что было 16 января в трансляции.
Ведущий всего цикла Денис Мацуев рассказывал о жизни выдающегося дирижера, о его творческих успехах, о своем творческом союзе с этим великим музыкантом...
Саймон Рэттл...поразил. Полтора часа великолепной музыки, когда просто хотелось оказаться в роскошном концертном зале-амфитеатре...Здорово!
Солист Вадим Репин, исполнявший концерт для скрипки Бруха меня просто поразил. Я редко вживую видела исполнение скрипичного концерта...Для меня это был первый опыт. Приятный и полезный опыт.

Стоит отметить и мастерство трансляции, качество.
По просьбам желающих, как заберу диск, выложу запись.
Если нужна запись в дальнейшем - нужно обговаривать заранее и искать помощников. У меня техника с "глюками". :)
 

vovando

Ословед
выкладывай обязательно. я, к сожалению, твою рекламы передачи увидел поздно. и не смог посмотреть. надо в эту субботу не пропустить...
 

RamonA07

Девушка
На неделе...

Итак, вот основная программа до пятницы 27 января.
Я обошла стороной некоторые программы вроде БлокНОТ, Странствия музыканта, Музыкальный киоск, Абсолютный слух. Возможно, если кто-то из вас смотрел какие-либо из этих передач - я была бы рада услышать ваше мнение.

Мое впечатление от телеканала Культура - я хочу слушать музыку, но редко на нее попадаю. Потому...Сайт этого телеканала и то, что я предложила в этом посте, поможет хоть на капельку, но попасть под грядущие события, послушать больше музыки, поделиться впечатлениями. Еще на телеканале Культуры мне нравится новостной блок, где говорится о новостях в культурном мире, где какие постановки и гастроли... Но я не в силах всего этого выложить. Просто посещаем сайт канала, а что понравится, дублируйте для других здесь. ;)

12:20 22.01 пятница
picture.php

К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВАЛЕНТИНА БЕРЛИНСКОГО. "Я всегда хотел играть в квартете"
02:25 22.01 пятница
picture.php

Музыкальный момент. Пьесы для скрипки исполняет Никита Борисоглебский
15:10 23.01 суббота
picture.php

2-й выпуск. Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского.
В программе:
Л. Бетховен. Симфония № 4.
Запись в Золотом зале Musikverein в Вене.
Ведущий Святослав Бэлза.
Режиссер-постановщик Константин Куц.
Оператор-постановщик Игорь Сидоренко.
Редактор Владимир Челядинов.

Ток-шоу с участием известных музыкальных и артистических династий: история творческих союзов, взаимосвязь личностных, родственных отношений и творчества.

Премии и номинации:
Программа - номинировалась на премии ТЭФИ-2004 и ТЭФИ-2005.
Святослав Бэлза номинировался на ТЭФИ-2004 как интервьюер.
16:40 23.01.10
picture.php

В вашем доме. Семья Лаптевых

Большая, дружная и очень талантливая семья Лаптевых рассказывает о знаменитом певце Константине Лаптеве. Его потомки тоже стали музыкантами: Юрий Лаптев – певец, Светлана Горенкова – певица, Полина Лаптева – скрипачка, Наталья Сорокина – исполнительница на народных инструментах. Ведущий – Святослав Бэлза.
01:20 23.01 суббота
Концерт Диззи Гиллеспи
picture.php

Концерт. Запись 1958 года в Бельгии.

Выступление Джона Биркса "Диззи" Гиллеспи и его ансамбля. Гиллеспи - выдающийся джазовый трубач-виртуоз, вокалист, композитор, аранжировщик, руководитель ансамблей и оркестров, родоначальник современного импровизационного джаза.
18:05 24.01 воскресенье
Шедевры мирового музыкального театра. Опера "Дон Паскуале"
picture.php

Опера Гаэтано Доницетти.. Спектакль Цюрихского оперного театра. Запись 2006 года.
Режиссер Гриша Азагарофф.
Дирижер Нелло Санти.

В главных партиях: Норина – Изабель Рей, Дон Паскуале – Руджеро Раймонди, Эрнесто – Хуан Диего Флорес.

Режиссер телеверсии Феликс Брайзах.
01:15 24.01 воскресенье
Звезды Российского джаза. Ансамбль "Уральский Диксиленд"

picture.php
Концерт ансамбля "Уральский Диксиленд"
Концерт.

Запись выступления ансамбля традиционного джаза "Уральский Диксиленд" Игоря Бурко на фестивале "Звезды Российского джаза" посвященного 90-летию со дня рождения Олега Лундстрема.

Вступительное слово – Георгий Гаранян.
18:00 25.01 понедельник
К 65-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ. "Жаклин Дюпре. Какой она была?"

picture.php

Жаклин Дюпре. Какой она была?
Документальный фильм (Великобритания, 2001).
Оригинальное название: Who was Jaqueline du Pre?
Режиссер и автор сценария Кристофер Нупен.
Операторы Крис Ашбрук, Ян Бетке, Алек Барридж, Джоэл Голд, Пол Кранейз, Чарлз Лагус, Тони Легго, Мэтью Персиваль.

Рассказ о великой артистке и выдающейся женщине - британской виолончелистки Жаклин Дюпре. О Жаклин вспоминают те, кто были свидетелями ее триумфального восхождения и личной трагедии, которая поставила точку в ее карьере. Фильм полностью состоит из уникальных видеоматериалов, ранее никогда не демонстрировавшихся в эфире.
23:00 25.01 понедельник
ГОД РОССИИ-ФРАНЦИИ 2010. Симфонический оркестр Мариинского театра. Прямая трансляция
Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер Валерий Гергиев
Прямая трансляция из парижского зала "Плейель" 25 января 2010 года.
В программе - Симфония № 1 "Зимние грезы" (сочинение 13) и Симфония № 4 (сочинение 36) Петра Ильича Чайковского. Исполняет Симфонический оркестр Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев.
00:00 25.01 понедельник
ГОД РОССИИ-ФРАНЦИИ 2010. Симфонический оркестр Мариинского театра. Прямая трансляция
В понедельник 25 января стартует:
Год России и Франции - 2010

Наступивший 2010 год – это Год России во Франции и Франции в России. По словам специального представителя президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, координатора проекта с российской стороны, два государства впервые в истории совместно проводят подобное мероприятие, и его программа должна максимально разнообразно представить историческую и современную Россию во Франции и Францию в России.

Мероприятия, которые уже проходят и будут проходить в рамках Года, представляют лучшие образцы французского и российского искусства во всем его разнообразии: выступление балетных и театральных коллективов, симфонических оркестров, целый ряд крупных выставок.
25 января в парижском зале «Плейель» пройдет концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Прославленный коллектив исполнит произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского – Симфонию № 1 «Зимние грезы» (сочинение 13), а также Симфонию № 4 (сочинение 36).

Прямую трансляцию концерта смотрите в эфире телеканала «Культура» 25 января, в 23:00.
Цикл из 4 серий о Николо Паганини:
14:20 26.01 вторник
Никколо Паганини. 1-я серия
14:20 27.01 среда

Никколо Паганини. 2-я серия
14:20 28.01 четверг
Никколо Паганини. 3-я серия

Художественный фильм (СССР - Болгария, 1982), 4 серии.
Режиссер Леонид Менакер.
Сценарий Олег Стукалов-Погодин, Леонид Менакер.
Оператор Владимир Ковзель.
Композитор Сергей Баневич.
Художники Валерий Юркевич, Димитр Желев.
Звукорежиссер Оксана Стругина.

В ролях: Стефан Василев, Владимир Мсрян, Альберт Филозов, Армен Джигарханян, Владимир Самойлов, Донатас Банионис, Алла Чернова, Ваня Цветков, Всеволод Шиловский, Ольгерд Кродерс, Юозас Будрайтис.

О жизни и творчестве великого итальянского скрипача и композитора Никколо Паганини.

В фильме звучит музыка Никколо Паганини в исполнении Леонида Когана.

Валерий Кичин о фильме (Российская газета, №4580 от 5 февраля 2008 года):
«Добротный биографический фильм о великом скрипаче и композиторе. По ходу действия звучит целая антология его сочинений в исполнении Леонида Когана».

Диплом жюри «За лучшую мужскую роль» Владимиру Мсряну на X ВФТФ (1983).
Концерты классической музыки в исполнении мастеров мировой сцены:
18:25 26.01.10 вторник
Собрание исполнений. Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония № 39
В исполнении Симфонического оркестра Московской филармонии прозвучит одна из самых известных симфоний Моцарта. Дирижер Юрий Симонов. Запись в Большом зале консерватории, 2008 год.

18:40 28.01.10 четверг
Собрание исполнений. Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского
Академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского. Дирижер Владимир Федосеев. Солист Павел Данилюк. В программе - три арии из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов". Запись в Большом зале Московской консерватории.

18:25 27.01.10 пятница
Собрание исполнений. Виртуозная скрипичная музыка в исполнении камерного оркестра "Московия" под управлением Эдуарда Грача
Концерт. Запись в Большом зале Московской консерватории. Звучат произведения Пабло Сарасате, Генрика Венявского, Камиля Сен-Санса, Эрнеста Шоссона. Солисты - ученики Эдуарда Грача: Алена Баева, Гайк Казазян, Никита Борисоглебский, Юлия Игонина.

18:00 27.01.10 пятница
Партитуры не горят. "Чайковский и его "редакторы"
Авторская программа Артема Варгафтика.
Программа посвящается одной из до сих пор не решенных проблем творчества величайшего русского композитора. C одной стороны, говорится о гениальности автора, с другой - исполняются чужие, неавторские редакции его сочинений. Создатели программы пытаются разобраться в этой ситуации. Прежде всего, речь пойдет о виолончельных "Вариаций на тему рококо", а также других произведениях, которые подверглись переделкам.
 

RamonA07

Девушка
...
Стоит отметить и мастерство трансляции, качество.
По просьбам желающих, как заберу диск, выложу запись.
Если нужна запись в дальнейшем - нужно обговаривать заранее и искать помощников. У меня техника с "глюками". :)
выкладывай обязательно. я, к сожалению, твою рекламы передачи увидел поздно. и не смог посмотреть. надо в эту субботу не пропустить...
Да...техника у меня глюкнутая. Из 1 часа 20 минут нормально воспроизводятся только 30 минут. Это до скрипичного концерта не до конца...Жалко...
Рэттл.rar 995.71 Мб


//июль 2010. удалила запись с компа. вполне возможно, что он исчез из ослосети - отличный повод искать качество в большой сети тырнета. =)
 

RamonA07

Девушка
Немножко

Передача "Собрание исполнителей"
Концерты классической музыки в исполнении мастеров мировой сцены.

По 11 февраля известна программа, многому стоит просто уделить внимание, ради интереса. :)
picture.php

18:30 03.02.10 Собрание исполнений. Сергей Рахманинов. Концерт №1 для фортепиано с оркестром
Солист Николай Луганский. Дирижер Александр Ведерников.

18:40 04.02.10 Собрание исполнений. Играет камерный оркестр миланского театра "Ла Скала"
В исполнении Камерного оркестра миланского театра "Ла Скала" прозвучат шедевры мировой классики. Произведения Баха, Вивальди и Пьяццоллы. Запись в КЗЧ. 2009 год.

18:00 08.02.10 Собрание исполнений. Концерт Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова Рекомендую!
Дирижер Марк Горенштейн. Солист Алексей Володин (фортепиано). В программе - произведения Дмитрия Шостаковича, Джорджа Гершвина, Родиона Щедрина, Леонарда Бернстайна. Запись в Большом зале Московской консерватории.

18:25 09.02.10 Собрание исполнений. Сергей Рахманинов. Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
Исполняет Симфонический оркестр Государственного академического Большого театра России. Солист Николай Луганский. Дирижер Александр Ведерников.

18:25 10.02.10 Собрание исполнений. Георгий Свиридов. "Метель". Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина
Исполнители: Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского, дирижер Владимир Федосеев. Запись в КЗЧ в 2005 году.

18:40 11.02.10 Собрание исполнений. Лист. Соната-фантазия "По прочтении Данте" Рекомендую!
Всемирно известный британский пианист Барри Дуглас, победитель VIII Международного конкурса им. П.И.Чайковского, исполняет Сонату-Фантазию "По прочтении Данте" Ференца Листа. Запись в БЗК.

Анонс на воскресные оперы:


17:35 07.02.10 Шедевры мирового музыкального театра. Жюль Массне. Опера "Манон"
Спектакль Берлинской государственной оперы. Вступительное слово – Леонид Сметанников и Святослав Бэлза.

16:30 14.02.10 Шедевры мирового музыкального театра. Сергей Прокофьев. Балет "Ромео и Джульетта"
Балет в постановке Парижской национальной оперы. Запись 1995 года.
Хореография Рудольфа Нуреева.
В главных партиях: Манюэль Легри, Моник Лудиер.
Про оперу "Манон" пока впервые слышу...Хм..интересно...

Также советую. Вообще бы еще послушать..надо будет скачать и выложить. Вот и знатоками будем. :)
18:00 10.02.10 Партитуры не горят. Карл Мария фон Вебер. "Вольный стрелок"
Авторская программа Артема Варгафтика. Первый образец немецкой романтической оперы впервые был представлен публике в 1821 году. Именно с этого момента отсчитывается история нового вида искусства, который с тех самых пор борется за особое положение в музыкальном и театральном мире. Чем эта опера и все последовавшие за ней действительно отличаются от других образцов и традиций? Что она значила в карьере и судьбе автора?

По выдающимся дирижерам...на сайте почему-то не написано кто...в программе концерт значится, но не более информации. Эх)
 

RamonA07

Девушка
200 лет со дня рождения Фредерика Шопена


album.php
200 лет со дня рождения Фредерика Шопена

picture.php

1 марта исполняется 200-лет со дня рождения великого Фридерика Шопена. Телеканал «культура» приурочил к этой дате показ телевизионных программ, посвященных композитору. 1 марта в 18:00 смотрите премьеру документального фильма «Искусство Шопена». 2-6 марта – концерты из сочинений Фридерика Шопена. Солисты: Рафал Блехач, Ланг Ланг, Кристиан Циммерман, Иво Погорелич, Евгений Кисин.

Несомненно, все гении уникальны. Но уникальность Фридерика Шопена все же особенная. Ему советовали писать оперы и симфонии, чтобы возвыситься до уровня признанных композиторов, а Шопен возвысился, сочиняя почти только для одного, любимого инструмента – фортепиано. Он предпочитал при этом не монументальные жанры, а польские танцы, ноктюрны, вальсы, маленькие прелюдии. Знаменитые пианисты его времени покоряли публику громкими, эффектными пьесами и бисерной техникой, стремились в большие залы, чтобы собрать как можно больше поклонников. А Шопен любил мягкое, тихое звучание, предпочитал камерные залы и колоссальное внимание уделял выразительности, тончайшим нюансам исполнения. И он произвел сенсацию – стал известнейшим пианистом со своим неповторимым стилем.

«Музыканты, называвшие игру Шопена волшебной и невероятной, были величайшими музыкантами того времени, а не романтически настроенными графинями, которые сходили по нему с ума. А так и было! Его любили. И любили его игру. Крупнейшие умы мира искусства называли это магией, не сравнимой ни с чем, что было до него», – рассуждает в документальном фильме американский пианист Гаррик Ольссон.

Тысячи страниц исписаны в поисках ответа на вопрос: в чем же проявляется гениальность музыки Шопена, ее пленительность и «живучесть»? Часть документального фильма «Искусство Шопена» (в эфире 1 марта в 18:00) посвящена этой теме. Знаменитые пианисты пытаются определить, чем же им дорог Шопен. «Для меня парадокс Шопена в том, что он был одновременно и классицистом, и революционером, особенно в своем музыкальном языке», – утверждает Гаррик Ольссон. В фильме он пытается проникнуть вглубь шопеновской музыки и раскрыть хоть некоторые, наиболее видимые причины ее магнетизма. Фрагментами фильм напоминает мастер-класс: Ольссон на инструменте показывает некоторые пассажи и комментирует, что Шопен был покорен игрой Паганини и хотел скопировать отдельные приемы его игры; он наигрывает сочинение Шопена, похожее на ноктюрн, и объясняет, почему оно называется этюдом…

Своими мыслями о феномене Шопена делятся и другие знаменитые пианисты: Белла Давидович, Евгений Кисин, Петр Андершевский, Юя Ванг, Артур Рубинштейн (запись интервью). «Внутри этой музыки – вулкан страсти, невиданная драма. Но внешне она безупречна, оставаясь снаружи элегантной, с иголочки одетой и выверенной до мелочей. Совместить это почти невозможно. Абсолютный гений Шопена заключается в том, что он одевает этот вулкан в безукоризненное платье, сшитое по последней парижской моде», – высказывает свое мнение Петр Андержевский.

Параллельно в фильме излагается биография Шопена. Шаг за шагом рассказывается о его детстве мальчика-вундеркинда, вынужденном отъезде в Париж и успехе, который ждал его в этом городе, любви и страсти к Жорж Санд и расставании с ней… Но фильм интересен не только информацией, которую он сообщает. Картину можно посмотреть уже только ради звучащей музыки. В ней собраны без преувеличения образцовые исполнения сочинений Шопена, которые очень логично, естественно выстраиваются в полную картину всего его творчества. Использованы записи уже упоминавшихся участников фильма, а также Владимира Горовица, фрагменты выступлений лауреатов Международного конкурса пианистов имени Фридерика Шопена в Варшаве.

Об этом конкурсе следует сказать отдельно. Международный конкурс пианистов имени Фридерика Шопена в Варшаве (самый крупный из соревнований, посвященных этому композитору) проводится всего раз в пять лет, что весьма необычно для состязаний пианистов, и на нем исполняют исключительно музыку Шопена. Зато пианист, победивший на этом конкурсе, на следующие пять лет считается лучшим исполнителем музыки польского гения и открывает себе двери во многие престижные залы мира. Концерты пианистов такого уровня, в том числе лауреатов этого конкурса, представлены в программе телеканала «Культура».

Польский пианист Рафал Блехач – последний победитель этого конкурса и, пожалуй, самый титулованный лауреат. Помимо главного приза, Рафалу достались и четыре других приза первостепенной важности: за лучшее исполнение полонеза, мазурки, сонаты и концерта. В его исполнении прозвучит Концерт №1 для фортепиано с оркестром (в эфире 2 марта в 18:00). Дирижер Антони Вит. Запись сделана на закрытии XV Международного конкурса пианистов имени Фридерика Шопена. Варшава, 2005 год.
Концерт №2 для фортепиано с оркестром (3 марта в 18:00) исполнит китайский пианист, снискавший мировую славу, Ланг Ланг. Запись сделана на закрытии VII Московского Пасхального фестиваля (2008). Дирижер Валерий Гергиев.
В исполнении польского пианиста Кристиана Циммермана прозвучат все четыре баллады Шопена (4 марта в 17:50). Он является победителем IX Международного конкурса пианистов имени Фридерика Шопена (1975).
Хорватский пианист, всемирно признанный интерпретатор музыки Шопена Иво Погорелич исполнит несколько фортепианных миниатюр (5 марта в 18:00). Запись 1987 года.
В завершение – концерт нашего именитого соотечественника Евгения Кисина (6 марта в 16:45). В программе: Полонез-фантазия, 3 мазурки, 9 этюдов, ноктюрн. БЗК, 2009 год.

Композитор Сергей Слонимский специально для телеканала «Культура»: «Колоссальная любовь к музыке Шопена во всём мире на протяжении почти двух столетий объясняется особыми свойствами его музыки – ведь это самая понятная, близкая, согревающая сердца людей музыка. Любовь к Шопену в России поистине всеобщая. Наши гении – Глинка, Лев Толстой, Рубинштейн, Рахманинов, Скрябин, – горячо пропагандировали его музыку, которую обожали! И сегодня у нас Шопен по-прежнему входит в число самых любимых композиторов, и лучшее тому доказательство – аншлаги на шопеновских концертах. Я сам учился у Владимира Нильсена, замечательного шопениста. В разное время Шопена гениально интерпретировали Лист и Антон Рубинштейн, Горовиц и Рахманинов, Нейгауз и Софроницкий, Гилельс и Артур Рубинштейн. Но ни один артист не может претендовать на то, чтобы быть единственным эталоном исполнения музыки Шопена. Музыка его тем и изумительна, что каждое поколение открывает в ней что-то свое. Это свойство истинной, вечной классики».

Пресс-служба телеканала "Культура"
Сегодня ждала "Партитуры не горят", а наткнулась случайно на


Документальный фильм.
Оригинальное название: The Art of Chopin.

Биографические сведения о Шопене соединяются с размышлениями об особенностях его стиля, о любимых жанрах, о национальных чертах его музыки, ее притягательности, магическом воздействии на слушателей. Своими мыслями о феномене Шопена делятся знаменитые пианисты: Гаррик Ольссон, Белла Давидович, Евгений Кисин, Петр Андершевский. Включены редкие записи интервью и выступлений Артура Рубинштейна, фрагменты выступлений лауреатов Международного конкурса пианистов имени Фридерика Шопена в Варшаве.

В эфире:
1 марта 2010 года.
Великолепно! На взгляд музыканта, лектора, пианиста и теоретика - великолепный документальный фильм. И элемент биографии, и музыка Шопена словами его интерпритаторов - самих пианистов. Самое главное, видео записи исполнений великих. Было приятно посмотреть на Гаррика Ольсона, Евгения Кисина - из архивных записей и в современности. Артур Рубинштейн...:wow:
Юя Ванг великолепно рассказала о второй сонате Шопена...Да, о той самой, с траурным маршем.

з.ы. Не вижу по программе - вроде нет повтора программы. По концертам в статье все сказано, так что...теперь хотя бы шопеноманы предупреждены. ;)
 
К

Классификатор

На этом канале люблю передачу "Обыкновенный концерт"
 

RamonA07

Девушка
Итак, насколько я поняла... На Культуре заканчивается неделя Ростроповича. И я бездарно ее почти пропустила. Теперь, судя по программе, Культура справляет 170летие П.И.Чайковского. Успеваем. :)



Вот эту передачу я хотела пропустить, но может, кто успеет ее сегодня увидеть? (заодно меня будите...) Лично мне нужно срочно узнать, почему у Р.Штрауса его оперу по-разному называют, то "Кавалер Роз", то "Кавалер Розы". Интересно... :)

20:50 04.05.10 "Сати. Нескучная классика..." с Николаем Цискаридзе и Екатериной Щербаченко

В Древней Греции роза была цветком богини любви Афродиты, в Древнем Риме символизировала тайну. В Средние века роза считалась символом Богоматери. Какие тайны этого прелестного цветка раскрывала музыка? Как композиторы использовали этот символ в своих произведениях? Николай Цискаридзе расскажет, почему в балете Михаила Фокина «Видение розы» партию розы танцует мужчина. Солистка Большого театра Екатерина Шербаченко раскроет тайну розы в одной из самых загадочных опер русского репертуара – «Иоланте» Чайковского. Также зрители услышат рассказ о комической опере Рихарда Штрауса «Кавалер розы».
Т.к. упоминаю программу впервые, то
Телевизонная программа (Россия, 2010).
Ведущая Сати Спивакова.

В гостях у Сати Спиваковой побывают те, кто владеет музыкальными тайнами – знаменитые пианисты и скрипачи, оперные примадонны, премьеры балетных трупп и те, кто еще только готовится приобщиться к тайнам классики – молодые виртуозы, студенты творческих вузов.

Уже где-то месяца три, как я стала поклонницей Варгафтика. Поэтому рекомендую смотреть его программы, и, в частности, просмотреть в среду "Партитуры не горят". Все же о Шостаковиче будет программа. :)

16:55 05.05 среда
Партитуры не горят

16:55 05.05.10 Партитуры не горят
Авторская программа Артема Варгафтика. Одно из самых значительных и наиболее известных сочинений Д.Д. Шостаковича – Восьмой струнный квартет. Оно было создано за три дня во время командировки в Дрезден. Но речь пойдет не только об этих трех днях в жизни Шостаковича, но и о знаменитом мотиве из 4-х нот, на котором построен квартет и где зашифрованы инициалы композитора – DSCH.

Поясняю к нижеследующему: некоторое время назад я увидела по Культуре некий концерт. Исполнял музыку камерный оркестр, слаженно, красиво...Я все пыталась найти дирижера. Концерт этот был посвящен Первому международному фестивалю "Неделя Ростроповича", а играл Английский камерный оркестр. Рекомендую.
picture.php

17:20 05.05 среда
Бенджамин Бриттен. Вариации на тему Фрэнка Бриджа
Концерт. Запись в Концертном зале Дворца съездов, 2010 год.
Солист Сергей Крылов.

13:25 07.05 пятница
170 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П.И.ЧАЙКОВСКОГО.
Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта".
Симфоническая фантазия "Франческа да Римини"

Запись 1983 года
Исполняет Государственный Академический симфонический оркестр СССР под управлением Евгения Светланова.

16:55 07.05 пятница
170 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П.И. ЧАЙКОВСКОГО.
"Серенада для струнного оркестра"

Исполняет камерный ансамбль "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета.

В эфире:
2 ноября 2009 года

17:55 07.05 пятница
170 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П.И. ЧАЙКОВСКОГО.
Денис Мацуев и Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Концерт.Париж, Театр Елисейских полей, 2007 год.

18:30 07.05 пятница

Жизнь и смерть Чайковского (документальное кино)
Телевизионная программа (Россия, 2010).
Идея Валентин Тернявский, Андрей Торстенсен.
Автор сценария Валентин Тернявский.
Оператор-постановщик Владимир Кузаков.

Жизнь и смерть Чайковского сопровождали легенды и тайны, хотя существуют документы: дневник, переписка с родными и друзьями, афиши концертов, рецензии газет, даже официальный бюллетень о последних днях и часах молниеносной болезни Чайковского.

Телефильм основывается на подлинных документах. Съемки проходили в Клину, в Воткинске, где прошло детство П.И. Чайковского, в Санкт-Петербурге, где мы "шли" за Чайковским в последние дни его жизни, а также в городах наибольшего триумфа композитора - в Нью-Йорке и Лондоне-Кембридже.

Музыкальной основой фильма является Шестая симфония, исполненная впервые за десять дней до смерти Чайковского. Также прозвучат фрагменты 1-го фортепианного концерта и фантазии "Франческа да Римини".

«В нашем фильме есть несколько переплетающихся линий, – говорит автор фильма Валентин Тернявский. – За основу мы взяли 6-ю симфонию, впервые исполненную за десять дней до смерти Чайковского. Это произведение проходит лейтмотивом через весь фильм. Вторая линия – это воспоминания композитора о своей жизни. Еще одна линия – драма большого художника, пережившего отчаяние отвергнутых творений, бесцеремонность и непонимание критики, так до конца и не нашедшего гармонию. Он был суперпопулярным русским композитором, но некоторые его произведения при жизни не принимали. Например, про фортепианный концерт Чайковского Рубинштейн сказал, что его сыграть нельзя, а сегодня это пианистический бренд. После премьеры «Пиковой дамы» рецензенты писали, что это самая слабая опера Чайковского из всего, что им написано. 6-я симфония тоже была не понята. Римский-Корсаков сказал, что звучит недурно, но ничего нового по сравнению с 4-й и 5-й симфониями. Отсюда возникает тема непонимания новаторских вещей Чайковского. Любимым композитором Чайковского был Моцарт, он его боготворил. Незадолго до смерти Чайковскому предложили написать «Реквием» на стихи Апухтина, на что он ответил, что уже создал 6-ю симфонию, которая по характеру близка к реквиему. Мы постарались провести своеобразную параллель между «Реквиемом» Моцарта и 6-й симфонией Чайковского. И подспудно вырисовалась тема зависти. Драма великого художника, драма непонимания и личная драма – все это переплетено в фильме. На мой взгляд, получилось многоплановое документально-художественное музыкальное кино».

В эфире:
7 мая 2010 года.

19:55 07.05 пятница
170 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА.
"Чайковский" х/ф
Художественный фильм (Мосфильм, 1969), 2 серии.
Режиссер Игорь Таланкин.
Сценарий Будимир Метальников, Юрий Нагибин, Игорь Таланкин.
Оператор Маргарита Пилихина.
Музыка Дмитрий Темкин.

В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Антонина Шуранова, Бруно Фрейндлих, Кирилл Лавров, Евгений Евстигнеев, Евгений Леонов, Майя Плисецкая, Владимир Атлантов, Ирина Архипова.

Биографическая киноповесть о жизни великого русского композитора. В основе фильма переписка Петра Ильича Чайковского с баронессой фон Мекк, сыгравшей большую роль в его творчестве.

Призы и премии:
1970 МКФ в Сан-Себастьяне. Премия за мужскую роль - Иннокентий Смоктуновский. Специальный приз жюри - Игорь Таланкин.

Все остальные подробности можно узнать далее (доп инфа по ссылке http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=92998):
22:25 07.05 пятница
ПАМЯТИ ЖЕРТВ ТЕРАКТА В МОСКВЕ. Трансляция из Храма Христа Спасителя

15:15 08.05 суббота
Поклонимся великим тем годам...

22:40 08.05 суббота
Целый век играет музыка. Булат Окуджава

01:00 08.05 суббота
Песни войны и Победы

14:10 09.05 воскресенье
"Священной победе!" Концерт Кубанского казачьего хора

17:05 09.05 воскресенье
Романтика романса
 

RamonA07

Девушка
Сегодня в 16:55 опера "Травиата" Верди. Не помню чья постановка. :)


Апдейт:
Дирижер - Л.Маазель
Остальные фамилии как всегда не запомнила...Кто может - посмотрите на сайте культуры точные данные...
Постановка театра Ла Скала 2008 год. В духе режиссуры Дзеферелли с Да Минго...т.е. классическая постановка...Но я палакала. :(
 

RamonA07

Девушка
По выходным на Культуре заметила "забавные" передачи. :)

Это "Обыкновенный концерт с Эдуардом Эфировым" по воскресеньям в 10:10.
Если кто-то хочет посмотреть кем станут люди вроде меня, учась в институте музыки на музыковеда - прошу. =) Я бы хотела так шутить. Напоминает концерт по заявкам - далеко не конкретно классика, хотя я отрывками смотрела. Застала читающего стихи Олега Меньшикова...
picture.php



Сказки с оркестром. Где-то в час дня по воскресеньям...На прошлых выходных играл симфонический оркестр, а читали сказку Метерлика "Синяя птица". Актриса читала прямо на сцене, а сзади музыканты играли. Здорово получилось.


Балет по телевизору. =)
14:50 06.06 воскресенье
Шедевры мирового музыкального театра. Балет "Жизель"
(эх, здесь бы смайл-балерону :shuffle: )

А так грустно. Свинг, Штраус - исполнительская музыка...и все во втором часу ночи. Музыкантов обижают. :)
 

Ryor

Ословед
Обсуждение закончилось?:) - мне интересно было почитать..., конечно, многого я не смотрю, (если учесть что я вообще редко смотрю телевизор - некогда) и на Культуру переключаю только когда заведомо интересный концерт будет.
 

RamonA07

Девушка
Июнь, по-идее, месяц Шумана. 200 лет со дня рождения.
Изучу программу, может, как-то Культура и освещает это событие.
А обсуждение идет по мере творческих сил и возможностей. :)

Иногда везет, попадаю на музыку на Культуре. Заметила, что на Башкирском спутниковом тв тоже классику пропагандируют, узнала одну из популярнейших мелодий Перголези в исполнении струнного квартета. Открытия рядом, так сказать. =)
 

RamonA07

Девушка
Неделя Франции и Музыка современных композиторов

Вовремя я заглянула на канал Культуры. Как раз попала на начало недели Франции! Да, музыка и история тесным образом связаны. Любая революция находила отклик в душах музыкантов. Они тоже были революционерами - Бетховен, Шопен...Ах да, у нас Франция. :)
Документальные фильмы, концерты - все это интересно. Да, еще будет премьера замечательного балета!

Впервые, наверное, посмотрю эту передачу - "Библейский сюжет". В Грига я просто влюблена, а творчество Ибсена я сейчас изучаю, чтобы понять драматургическую подоплеку "Пер Гюнта". Дворжак будет не менее интересен. =)

А серия о музыке современных композиторов меня просто удивила. Здорово! Но...Вот это-то я и не смогу просмотреть, поделитесь впечатлениями?..

Тогда изучаем время и дни вместе?
:D


Неделя Франции на телеканале «Культура»

14 июля Франция отмечает национальный праздник – День взятия Бастилии. Именно в этот день, 221 год назад, участники восстания взяли штурмом крепость-тюрьму Бастилию. Это событие стало началом Великой французской революции и официально считается днем рождения Французской Республики. День взятия Бастилии отмечается не только во Франции, но и во всем мире. К празднованию одного из грандиозных событий в мировой истории телеканал «Культура» подготовил специальную программу, которую составили художественные и документальные фильмы, а также разнообразные музыкальные проекты. Зрители получат уникальную возможность оживить в памяти основные вехи культурно-исторического наследия Франции и открыть для себя во всем многообразии современную французскую культуру. Смотрите на неделе с 12 по 18 июля.
НЕДЕЛЯ ФРАНЦИИ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ "КУЛЬТУРА". Рено Капюсон, Готье Капюсон, Олег Майзенберг, Юрий Башмет и Максим Хлопьев. Концерт в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Среда 14 июля 18:00
Концерт. Запись на Декабрьских вечерах Святослава Рихтера в Музее имени Пушкина в 2008 году.
В программе - квинтет "Форель" (ля мажор) Франца Шуберта в исполнении Рено (скрипка) и Готье (виолончель) Капюсонов, Олега Майзенберга (фортепиано), Юрия Башмета (альт) и Максима Хлопьева (контрабас).
НЕДЕЛЯ ФРАНЦИИ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ "КУЛЬТУРА". Париж в песнях
14.07 среда 19:50
Документальный фильм (Франция, 2008).
Оригинальное название: Paris en chanson.

О многих городах мира сложены песни и баллады. Но Париж, наверное, воспет больше, чем любой другой город, и не только парижанами. Шикарный Париж, народный Париж, богемный Париж. Париж ночью и днём… Песни исполняют: Аристид Брюан, Жозефина Бейкер, Ив Монтан, Франсис Лемарк, Морис Шевалье, Колетт Ренар, Шарль Трене, Жаклин Франсуа, Эдит Пиаф, Мистингет.


В эфире:
14 июля, повтор 15 июля 2010 года.

НЕДЕЛЯ ФРАНЦИИ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ "КУЛЬТУРА". Лиза де ла Саль и Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана
15.07 четверг 18:00
Концерт. Запись в Большом зале Московской консерватории.

Российский дебют молодой французской пианистки Лизы де ла Саль. На концерте в Большом зале Московской консерватории она исполнила Второй концерт для фортепиано с оркестром Камиля Сен-Санса. Также в программе – симфонический триптих Клода Дебюсси «Ноктюрны» в исполнении МГАСО под управлением Павла Когана (при участии Государственной капеллы им. А. Юрлова).
НЕДЕЛЯ ФРАНЦИИ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ "КУЛЬТУРА". Трио "Wanderer" и Ришар Гальяно. Концерт в Лионе
16.07 пятница 18:00
Концерт. Запись в Лионе в 2007 году.
Знаменитый французский камерный ансамбль «Wanderer» («Скиталец») назван в честь одноименной песни Франца Шуберта. Коллектив выступает вместе со звездой французской эстрады, учеником Астора Пьяццоллы, аккордеонистом-виртуозом Ришаром Гальяно. В программе концерта – переложения популярной классики, танго и вальсы.
К 65-ЛЕТИЮ АЛЕКСЕЯ РЫБНИКОВА. Линия жизни
16.07 пятница 22:35
Композитор, обладатель множества премий, в том числе и Государственной, кавалер множества орденов, народный артист России Алексей Львович Рыбников 17 июля 2010 года отмечает 65-летие. Накануне, 16 июля в 22:35, телеканал "Культура" покажет программу "Линия жизни", в которой композитор рассказывает о себе и о музыке.



Алексей Рыбников:

Судьба вывела меня на симфоническую музыку, и, надо сказать, что линия жизни и началась с такой музыки. А началось все с жуткой катастрофы: меня привели в музыкальную школу, и на вступительных экзаменах я с треском провалился по очень простой причине: я не мог ни спеть, ни простучать какой-нибудь ритм, ничего не мог сделать. И все сочли, что у меня нет ни слуха, ни чувства ритма. Но моя мама, донская казачка, у нее характер несгибаемый, повела меня в Гнесинский институт в педпрактику, и два года со мной занимались студенты. И через два года я пошел поступать сразу в третий класс Центральной музыкальной школы для одаренных детей и в Гнесинскую десятилетку.
Что такое Центральная музыкальная школа? Было два заведения: хореографическое училище, где готовили для Большого театра, и Центральная музыкальная школа, где готовили только лауреатов. Поступить туда было совершенно невозможно… Но меня приняли сразу и в ЦМШ, и в Гнесинку. В ЦМШ сразу в третий класс. Я, конечно, выбрал ЦМШ. Там в то время учились Николай Петров, Владимир Крайнев, Владимир Спиваков, Третьяков, Олег Коган. Гонка была немыслимая. Всегда спрашивали друг у друга: «А что ты играешь? А ты уже это играешь?».
А я сразу выбрал такую нишу (я не очень любил гаммы) - я сочиняю свою музыку и лауреатом быть не хочу, и как-то к этому привыкли. И тут случилось, наверное, самое главное событие в моей творческой жизни. В 10 лет мой папа привел меня к Араму Ильичу Хачатуряну. Я сыграл ему балет «Кот в сапогах», и Арам Ильич сразу взял меня в свой класс. Дальше все было в общем-то как в сказке: с отличием окончил ЦМШ, поступаю в Консерваторию, заканчиваю с отличием Консерваторию, поступаю в аспирантуру, исполняются мои симфонические произведения в Большом зале Консерватории, все относятся ко мне крайне серьезно, как к симфоническому композитору.
Я-то родился в то время, когда не было рок- и поп-музыки. И вдруг в середине 60-х годов мы услышали Элвиса Пресли и других музыкантов. И, надо сказать, это произвело на меня сильное впечатление, несмотря на все мое академическое воспитание и некоторую предопределенность моей карьеры. Я почувствовал, что в этой музыке есть какая-то атомная энергия, хотя музыка была очень примитивная: три гармонии, ритм не очень сложный, и мелодия не очень сложная. Но, тем не менее, энергия в ней была совершенно фантастическая. В ЦМШ на переменках самые серьезные и знаменитые музыканты, которых вы сейчас знаете, все мы садились и играли и буги–вуги и рок-н-ролл. И нас за это гоняли преподаватели: это было серьезным нарушением дисциплины, так что разделения музыки на симфоническую и другую уже не было с самого начала.
Поворотным в моей карьере был фильм «Остров сокровищ». Во-первых, писалась эта музыка в невероятных условиях: в Крыму была холера (а снималась картина в Крыму). В самолете было всего шесть человек, которые летели на эту зараженную территорию. И вот я приехал в Крым, Женя Фридман показал мне комнату, там было плохонькое пианино. И сказал: «Вот неделя есть на то, чтобы сочинить музыку, и потом мы решим, будем мы работать вместе или не будем». Я помню, как я там сидел и забыл про все. Передо мной были только образы любимой детской книги, и я сочинял эту музыку.
Это был 1970 год. Никакого намека, чтобы делать многоканальную запись. А в то время на Западе уже делали многоканальные записи. На фирму «Мелодия» привезли эту аппаратуру. С дикими скандалами, но мы многоканально записали эту музыку. С этого началась моя страсть к аппаратуре, к студийной музыке, потому что она давала совершенно неограниченные возможности для композитора. А в симфонической музыке я почувствовал тупик, кризис. И, очевидно, это был не только мой тупик. Это был кризис вообще музыкального языка того времени, конца XX века. Когда гармония и музыка стали распадаться на отдельные звуки, на абсолютно точное состояние распада, разложение психики. И музыканты потом признавались, что даже играть эту музыку было достаточно тяжело. Там были гениальные композиторы, которые представляли эту музыку – Шнитке, Денисов, Губайдулина. Но меня тянуло другое: я почувствовал, что я умею сочинять мелодии, и моя душа, мое сердце, конечно, там. Вызывая неодобрение консерваторских учителей, я начал писать музыку в кино и увлекаться рок-музыкой.
Рок-музыкой мы, естественно, увлекались подпольно. И, когда появилась опера «Исус Христос - суперстар» в Москве, в России стала витать идея, что мы должны сочинить свою рок-оперу. Но самое главное, самое судьбоносное было в том, что эта идея была у руководителя Ленкома Марка Захарова, который сформировал к тому времени музыкальную труппу, и уже был музыкальный спектакль «Тиль» (изумительный спектакль). Марк послушал мой «Остров сокровищ» и сказал: «Давайте попробуем, давайте для фойе сделаем такой пробный студенческий молодежный спектакль». Либретто у него было - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», либретто принес ему Павел Грушко. И с тех пор в течение года или полутора я ежедневно ходил в «Ленком» и работал с Караченцовым, Абдуловым, Любой Матюшиной. Нужно было очень точно написать музыку, которую они могли бы спеть, и чтобы все поверили, что это настоящее рок-пение. «Звезда» была написана в течение года, и наступил тот момент, когда мы с этими людьми вышли на сцену. В зале сидел один Захаров, и мы попытались все это спеть и изобразить. Получилось очень, с моей точки зрения, жалкое зрелище: все растерялись, все не могли ничего сделать. Кончилось тем, что Марк Анатольевич сам взял в руки микрофон и допевал все сам, и понял, что даже до фойе это не допустит. Но случилось по-другому… Было решено сделать этот спектакль вне плана и явочным порядком представить его в Управление культуры, что мы и сделали. После этого в Москве произошел взрыв. Меня (я был на этом худсовете) обвинили в самых страшных вещах: что музыка - это не музыка, это будет безумно вредно, опасно, если такой спектакль появится… А на прогоны и репетиции народ ходил, слухи понеслись по Москве. Наконец-то общественное мнение, - а оно мне всегда помогало, - перевесило: решили сделать премьеру. После этого «Звезда» была почти 19 лет на сцене «Ленкома», пластинки проданы тиражом 2 миллиона, в «Московском комсомольце» уже тогда была «Звуковая дорожка». И, когда вышел диск со «Звездой», то он больше года был на первом месте, опережая даже западные диски, потом то же самое было с «Юноной и Авось».

(Обращается к студии). Сейчас рэп еще в моде? Первый рэп в моей жизни появился в конце семидесятых годов в детской пластиночке «Буква Я» на стихи Заходера, где Вицин под ударную установку произносит самый настоящий рэп. В «Звезде» тоже был рэп, правда, называл это я ритмическим речитативом.

- Что из советской музыки Вы слушали в 60-70-е годы? И слушали ли вообще?

- Я слушал то, что слушали все: Эдиту Пьеху, Майю Кристалинскую, Иосифа Кобзона, - то, что передавали по телевизору и по радио.

- С чего начинается музыка к фильму? Вам достаточно просмотреть сценарий? Или синопсис? Вы должны видеть натуру, актеров знать?

- Вообще в некоторых случаях это обязательно, особенно если актер поет в кадре, как это было в фильме «Приключения Буратино». Там были замечательные актеры – Рина Зеленая, Ролан Быков, Елена Санаева, Владимир Этуш. И, конечно, чтобы написать для них музыку, мы встречались, чтобы понять их диапазон, что они могут – не могут. Без этого невозможно.

- А иногда музыка к фильму – если вы помните такую мелодию... (играет песню из фильма «Вам и не снилось» - прим. ред.) Cочинилось это в то же время, когда и «Остров сокровищ». Это просто была музыку, которую я играл для семьи, для друзей, просто для удовольствия. Она никакого отношения к кино не имела. А когда я получил сценарий к кино «Вам и не снилось», вдруг сомкнулось: эта мелодия должна быть в этом фильме. И так как нужны были стихи, я подошел к полке с книгами, взял томик Рабиндраната Тагора, где была ритмизована проза, даже не стихи, которым завершался один из его романов – это было письмо его возлюбленной. Случилось чудо: эти стихи идеально легли на эту мелодию.

- Кто-то верит в Бога, кто-то в предопределенность судьбы. Как и во что верите Вы и как это отражается в Вашем творчестве?

- Я верю в Бога, понимаю это очень широко и всеобъемлюще, а вообще религиозные проблемы настолько личностные и настолько духовные и душевные, что может быть, публично их имеют право обсуждать священнослужители. Я крещеный, православный, и для меня это является фундаментом в жизни.
В конце 70-х годов у меня произошел перелом: я вдруг стал играть музыку духовную, религиозную, очень близкую к русским православным молитвам. И совершенно непонятно, почему это вдруг стало для меня таким актуальным. Хотя меня крестили с рождения, водили в церковь, причащали до 12-13 лет, потом наступила юность, молодость, и для меня это был неактуально, я этим не жил. И вдруг, когда мне стало за 30, я стал играть эту музыку.
После «Звезды» в Ленкоме было ясно, что успех надо закрепить, хотя это было очень опасно, потому что второе произведение практически никогда не бывает успешным. Обычно бывает полный провал.
Но я сыграл музыку Захарову, он почувствовал в этом какую-то свежесть. Начали искать сюжеты – нам предлагали массу сюжетов, пока в театре не появился Возненский. Он сказал: «У меня есть “Авось”, почитайте». Но поэма есть поэма, там нет драматургии, спектакля из этого не сделаешь. Тем не менее, за основу взяли.
Я работаю так: магнитофон и записываю – сам пою, потом со стороны слушаю, что получается. И так потихонечку сложилось это произведение. Потом пришла вся труппа Ленкома, разместились и слушали запись (я и живьем играл). И то, что они услышали, - это было гораздо более серьезно, все было наше российское. И многие газеты в мире потом писали, что это не рок-опера, не мюзикл, а вот такой вид русского музыкального спектакля. Если сказать, к чему это ближе, - к Мусоргскому.
Потом (после прослушивания) полгода проходит, год проходит, и никто не собирается это ставить. Я в отчаянии – потому что вложил в это всю свою жизнь, для меня это было больше, чем жизнь, я понял, что это надо осуществить. Единственная возможность это сделать – запись для диска, чтобы это не потерялось. Меня очень поддержала главный редактор литературной редакции фирмы «Мелодия» Евгения Лозинская, естественно, не показывая никакому начальству. Мы записывали это ночами, в выходные дни. И я устроил прослушивание в храме в Филях. Там было человек 100, но самое главное, что я пригласил западных корреспондентов… Был дикий скандал, птичка выпорхнула из гнезда. Замолчать уже было не возможно. Весной 1981 года я тяжело болел, три месяца лежала в Боткинской больнице, и в это время «Ленком» начал постановки. И случилось невероятное. Мы 9 июля сыграли этот спектакль, а 11 в «Нью-Йорк Таймс» появилась рецензия, как будто эта премьера случилась на Бродвее. Статья была вызывающа, и дальше все ведущие издания откликнулись, причем писалось, что Ленин бы перевернулся в свое гранитном Мавзолее, услышав грохот, доносящийся с подмостков театра Ленинского комсомола; в «Ленкоме» поют «Аллилуйя»...
В общем, когда наступил день приемки этого спектакля, мы думали, что нет шансов, спектакль закроют, а его приняли с первого раза. И Захаров с Вознесенским пошли в церковь, поставили свечки.
А потом, в новом сезоне рассматривали как идеологическую диверсию.

- Что чаще всего вдохновляет Вас, когда Вы создаете свои произведения?

- Если честно, назначенный день сдачи работы режиссеру. В общем, человек по своей натуре ленив. Но ты болен, ты плохо себя чувствуешь, - все - ты поставил себе срок, ты должен к этому сроку сделать, и вдохновение приходит. Чайковский говорил: вдохновение это гость, который не любит посещать ленивых. Надо трудиться, ставить себе четкие задачи, и все будет сделано.

- Согласны ли Вы с утверждением, что музыка способна влиять не только на духовное состояние слушателя, но и непосредственно на его физическое состояние?

- Это огромная загадка, почему мажорная музыка вызывает радость, а минорная грусть. Никто мне на этот вопрос пока не ответил. Это, наверное, самое загадочное искусство, и тем и радостное.

- Как возник замысел «Литургии оглашенных»? И что это означает?

- «Литургия оглашенных» начала появляться, когда я оказался в полной изоляции, после «Юноны и Авось» меня никуда не выпускали, ничего не давали делать. А потом в жизни человека наступает такой момент, когда надо уйти от бурной жизни, чтобы внимательно отнестись к тому, что происходит внутри тебя, внутри своей души. Я читал очень много духовной литературы. Выяснил, что все люди, которые шли по духовному пути, претерпели в жизни самые тяжелые и иногда трагические коллизии. Данте прятал «Божественную комедию» на чердаке своего дома, и явился сыну во сне и сказал, где спрятана рукопись, потому что при его жизни это невозможно было опубликовать. Мильтон, который написал «Потерянный и возвращенный рай» ослеп. То есть надо принести жертву, надо заплатить за то, чтобы сделать шаг в духовном познании. Мне показалось это очень символичным, и я собрал стихи, тексты с начала существования человечества и получилось: мысли и чувства настолько схожи у этих людей, разделенных тысячелетиями, что если поставить две строчки, написанные 500 лет назад и сейчас, то они даже и рифмуются и по смыслу продолжают друг друга.
Литургия оглашенных – это служба, которая служится каждый день во всех церквах. Совершенно обычное для церкви название. Но для меня оно означало следующее: все те, кто писали эти стихи, эти тексты, они были оглашенными. Что такое оглашенный? Это человек, которого огласили словом истины. Ему сказали: поверит он в Бога, не поверит, - это его дело. Ему сказали: вот Бог, вот заповеди, вот путь духовный к свету, вот путь во тьму, в ад. Вот сам и выбирай. И оглашенный - это в русском языке «как с цепи сорвался»: что ты орешь как оглашенный, какой-то неконтролирующий себя человек. И это тоже имеет церковный корень, потому человек, которого оглашали словом истины, вырывался из храма с криком радости, что он узнал слово истины, а потом уже был приобретен смысл «бесноватый». Мне показалось это название символичным со всех точек зрения.

По материалам программы "Линия жизни"




Играет Симфонический оркестр Баварского радио
16.07 пятница 01:25
Концерт. Запись в Большом зале Московской консерватории, 2009 год.
Дирижер Марис Янсонс.
В программе - сюита вальсов из оперы "Кавалер розы" Рихарда Штрауса.
Библейский сюжет. Эдвард Григ. "4 псалма"
17.07 суббота 10:10

10:10 17.07.10 Библейский сюжет. Эдвард Григ. "4 псалма"
В 1906 году в Кристиании умер великий драматург Генрик Ибсен. Для Эдварда Грига это известие стало ударом. Вернувшись в свой родной Берген, Григ на одном дыхании, за три месяца, пишет "4 псалма", которые, как оказалось, стали его лебединой песней.

10:10 24.07.10 Библейский сюжет. Антонин Дворжак. "Богородица Скорбящая"
Stabat Mater. Это произведение, принесшее европейскую славу, он стал писать, потеряв младшую дочь. Но пока он работал, умерли сын и старшая дочь.


Романтика романса
17.07 суббота 18:00
Ведущие Мария Максакова и Святослав Бэлза. Выдающийся бас советской эпохи Борис Тимофеевич Штоколов, солист Кировского театра (сегодня Мариинского), блестящий исполнитель старинных романсов, русских народных песен - любимец публики. Штрихи к портрету , произведения из репертуара Бориса Штоколова и голос самого певца звучат в программе.
НЕДЕЛЯ ФРАНЦИИ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ "КУЛЬТУРА". "Эдит Пиаф. Гимн любви"
17.07 суббота 21:05
Документальный фильм.
Оригинальное название: Edith Piaf. L'Hymne a l'amour.

Музыкальный фильм, в основе которого лежит знаменитый концерт Великой певицы в зале Олимпия. История любви Пиаф на фоне самых популярных ее песен: "Жизнь в розовом цвете", "Милорд", "Я не жалею ни о чем", "Гимн любви".
Квартет Стэна Гетца и Чет Бэйкер
17.07 суббота 00:50


ПРЕМЬЕРА. Шедевры мирового музыкального театра. Балет Большого театра "Пламя Парижа"
18.07 воскресенье 22:30
Балет. Запись 2010 года.
Музыка Бориса Асафьева.
Хореография Алексея Ратманского.
Дирижер Павел Сорокин.

В главных партиях: Наталья Осипова, Иван Васильев, Денис Савин, Анна Антоничева, Геннадий Янин.

Балет «Пламя Парижа» – одна из самых серьезных и амбициозных постановок Большого театра России. Известный балет предстанет в новой версии, где старые танцевальные сцены искусно сочетаются с авторской работой.
РОКовая ночь с Александром Ф.Скляром. "Прокол Харум"
18.07 воскресенье 00:25
РОКовая ночь с Александром Ф.Скляром. "Прокол Харум"
Британская рок-группа «Прокол Харум» была сформирована в начале 1960-х и быстро завоевала популярность среди поклонников прогрессивной музыки. Всемирно известным хитом этой группы стала композиция «A Whiter Shade of Pale» («Прозрачный оттенок бледного»). Концерт группы в Лондоне, запись 2003 года.


Музыка современных композиторов

Музыкальная программа (Россия, 2010).
Алексей Рыбников "Seguentia mundi" концерт-симфония для альта и виолончели с оркестром
В программе: Алексей Рыбников "Seguentia mundi" концерт-симфония для альта и виолончели с оркестром Алексея Рыбникова.
Исполняют: Юрий Башмет, Борис Андрианов и камерный оркестр «Солисты Москвы» под управлением Александра Сладковского.
На III Московском Пасхальном фестивале
В программе: прозвучит хоровое произведение Гия Канчели «Little Imber» – своеобразный реквием по маленькому английскому городку Имбер, превращенному в артиллерийский полигон. Звучат библейские и народные грузинские тексты.
Исполняет: Московский государственный академический камерный хор под управлением В. Минина.
Авторский вечер Андрея Эшпая. 85 лет со дня рождения
В программе прозвучат произведения композитора: «Игры». Концерт №2 для большого симфонического оркестра; Ламенто и Токката для струнного оркестра; концерт № 2 для ф-но с оркестром.
В концерте принимает участие Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова. Солистка Мария Эшпай.
Произведения Геннадия Гладкова
В программе произведения Геннадия Гладкова: Три фрагмента из музыки балета "Возвращение Одиссея", Четыре фрагмента из музыки балета "Вий" и
Сюита для симфонического оркестра "Калейдоскоп".
В концерте принимает участие Академический симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Владимир Юровский.
Запись в Концертном зале им. П.И. Чайковского.
Гия Канчели. Один из ярчайших композиторов современности, Гия Канчели относится к тому поколению, которое создало «золотой запас» классической музыки XX века. Родион Щедрин назвал его «аскетом с темпераментом максималиста, как укрощенный Везувий», а Альфред Шнитке говорил, что в своих симфониях Канчели «избегает формальных и образных стереотипов этого жанра — в них нет ни сонатной формы, ни многочастности, ни четкого драматургического развития. Есть своеобразная «антидраматургия», основанная на контрастах образов, которые сами по себе почти не подвергаются развитию, но вступают все время в новые взаимоотношения». В программе – хоровое произведение Канчели «Little Imber» – своеобразный реквием по маленькому английскому городку Имбер, превращенному в артиллерийский полигон. Звучат библейские и народные грузинские тексты. Исполняет Московский государственный академический камерный хор под управлением В. Минина.

В эфире:
с 19 июля 2010 года.

Музыка современных композиторов. Алексей Рыбников
19.07 понедельник 18:00

Музыка современных композиторов. Гия Канчели
20.07 вторник 18:00

Музыка современных композиторов. Андрей Эшпай
21.07 среда 18:00

Музыка современных композиторов. Геннадий Гладков
22.07 четверг 18:00



Библейский сюжет. Антонин Дворжак. "Богородица Скорбящая"
24.07 суббота 10:10

К 70-ЛЕТИЮ ДАВИДА ТУХМАНОВА. В вашем доме
24.07 суббота 16:15
 

RamonA07

Девушка
Что же...за неделю просмотрела "Библейский сюжет". Оказывается, это довольно полноценная передача - есть и музыкальные вкрапления, и портретные фото/видео материалы...Немного "куцо" выглядит сам ведущий в студии :))). Недостаток - временной охват в 30 минут, монотонность...

Сама тематика передачи. Немного опоздала и...оставшиеся 15 минут, как я поняла, акцент ставился на жизнь и творчество самого Грига, потом уже на дружбу с Ибсеном, о "4 псалмах" мельком сказано, наибольший же акцент на многочисленные редакции "Пер Гюнта". Для повышения кругозора - неплохо.

Дебюсси. Накануне послушала сф. ноктюрны, почему-то конкретно за эти произведения невзлюбила композитора сразу (этим летом мне интересна чешская музыка :)). Утешала себя, что концертная запись поднимет мне настроение, но не вышло, я бездарно пропустила ее.
Тогда, в утешение себе и вам, выкладываю в теме о композиторе ссылку на музыку. Она интересная, но ...импрессионизм и созерцательность на данный момент меня не захватыват (не сравнимо с Вагнером). Хотя именно третья часть "Сирен" надолго западает в голову/душу/чего еще хотите? Все-таки оркестр с хором, почти прямая цитата на 9ю симфонию Бетховена.
http://city.is74.ru/forum/index.php?posts/11639993

Эдит Пиаф пропустила :(

О балете "Пламя Парижа" - смотрела отрывками. Все же попыталась успеть "оценить" фильм "Концерт" на первом канале, а затем вернулась к балету. Смотрела-смотрела... И вычислила формулу зарождения интереса зрителя к балету:

1. надо находиться непосредственно в зале, чтобы полнее ощущать творческую атмосферу. Тогда действительно будут понятны рукоплескания и крики "Браво!" после каждого "па" танцоров. Все же это раскланиванье меня выводило из себя... Музыкальный эпизод и минутная пауза на рукоплескание. //ррр. вот так и хочется рычать.
2. музыка и балет воспринимаются отдельно. не сразу у меня получилось сфокусировать внимание на обеих задачах, ведь музыка с французскими мотивами свободы - хор "Sa ira" в балете! - и постановка действия тянут "одеяла" совершенно в разные стороны. иногда. =) Там флаг отвлек внимание, тут я отвлеклась на воспоминания о приемах хореографов, когда сцену делят на квадраты и каждое движение начинается из определенного места. Допустим, пробег размашистый, мужественный, трердый, широкий балерона по диагонали справа-налево, и по той же диагонали мелкие шажки, точно повторяющие музыку, балерины. Ближе к финалу контраст в формуле "движения-музыка" становится яснее.
Конечно же, постановочные моменты гораздо выгоднее оценивать в экранной версии балета, ведь камеры делают полдела - фокусируют внимание в нужном месте.
3. В одной передаче Цискаридзе упомянул один вид дирижеров - балетные дирижеры. Да...есть такие. Хореографы тоже люди - там завертелся быстрее/медленнее, а дирижер все видит и соединяет музыку с движением. Мастерская работа.

А так...очень не хватало вступления (я его просто пропустила) и минимального ознакомления с либретто балета. Революция революцией, но почему одной балерине отрубают гильотиной голову, кто она - это интересно узнать.

Пропустила вчерашний концерт современной музыки... :(

Из находок на других каналах. Пару раз уже "натыкалась" на музыкальные исторические фильмы о музыке, больше о духовной музыке, начиная от эпохи Барокко и далее на канале History. Понравился ведущий - музыкант. Понравилась живая музыка эпохи в лучших церквях и с лучшими коллективами. Процент слова и музыки практически поделен пополам. Информативность - гораздо приятнее посмотреть, чем просто прочитать в книге. И то, подобную книгу надо найти. =) Классика может надоедать, духовная музыка (пение) - тоже. Лучше порциями, если не совсем интересно, но знать больше хочется.
В пятницу показывали о музыке разных стран "Духовная музыка". включилась как раз на Бахе. Увидела орган церкви святого Фомы - это невероятное количество труб! 25 метров над полом и еще несколько десятков высоты самих труб (от 3 мм до 25 м).

Так-то просмотрела программу - больше музыкальных не увидела. Повторы часто бывают - это хорошо. Вобщем, можно смело искать и на этом канале что-то интересное.
 

RamonA07

Девушка
По каналу History "Гендель - король поп-музыки":
Сегодня(21 окт) с 22:00-23:00, и повторы утром в 6:00
22 окт в 14:00

Мельком сейчас смогла посмотреть, да еще и не кончилось. Мелькали довольно...экстрасовременные фрагменты постановок.
 
Сверху