Все об авиа-, ж/д, автобусном и других видах транспорта

Любой отпуск начинается с кресла самолета или автобуса, полки поезда... или, может быть, какого-либо альтернативного вида перемещения. В этой теме поговорим о транспорте.
 
Как купить авиабилет

О том, как это сделать дешевле, можно узнать вот в [URL="http://city.is74.ru/forum/index.php?
 
Тарифы на авиаперелет

Особое слово нужно сказать о классах авиаперелетов и различных тарифах, которые можно подобрать с учетом цели вашего полета, размера бюджета, желаемого сервиса, продолжительности маршрута, возраста, семейного положения и других, значимых для вас, факторов.

Выделяют три основных класса: первый класс, бизнес класс и экономический. Первые два очень дорогие по стоимости, но они того стоят, поскольку сервисное обслуживание ведется на высочайшем уровне, в них отсутствуют запреты. Годовой тариф по этим классам обещает вам срок актуальности авиабилета в течение всего этого времени. Экономический класс сильно колеблется по стоимости и зависит от конкретного тарифа, их на сегодняшний день выделяют великое множество.
Отметим самые распространенные, чтобы помочь вам сориентироваться и подобрать для себя самый оптимальный вариант.
  1. Полный или нормальный тариф (для первого, бизнес и годового экономического классов). Оплачивается по высокой цене, но он дает множество преимуществ его обладателю: широкие возможности его бронирования, времени оплаты и сроков оформления. Срок действия – год с момента продажи, в течение которого вы можете изменять направление, дату вылета, сделать возврат билета, нет запретов на длительность нахождения в пункте вашего назначения и остановки по всему пути. Если вам по обстоятельствам необходимо вернуть такой билет, вы не подвергнетесь штрафу и получите обратно потраченные средства.
  2. Экскурсионный тариф. Ограничивает срок действия билета от 1 до 6 месяцев, сроки обратного вылета (вы обязаны вернуться не раньше воскресенья, причем не имеет значения, в какой день недели вы прибыли, в некоторых случаях, не раньше, чем через 7 дней). Зато можно изменить дату вылета, не выходящую за рамки срока действия билета, при этом для внесения изменений необходимо обратиться за трое суток до начала этого самого действия билета, не позже.
  3. Тариф APEX. Утверждает сроки действия билета до трех месяцев, в некоторых случаях требуется заказывать заранее и выкупать не позднее определенного срока до начала рейса. Даты поездки не изменяются, в очень редких случаях удается лишь откорректировать дату обратного вылета за хорошую сумму штрафа. Возврат возможен не позднее, чем за сутки до начала действия билета, и то половину стоимости билета.
  4. Тариф PEX. Срок ограничен тремя месяцами, а также существуют жесткие условия приобретения, оплаты и оформления, определяемые конкретной авиакомпанией, действует правило воскресенья, взимается штраф за изменение даты вылета и за попытку вернуть билет.
  5. Молодежный тариф. Содержит ограничения на возраст пассажира до 25 лет, но в некоторых авиакомпаниях верхняя граница может колебаться плюс-минус 2 года. Сроки действия, даты начала рейса, возможность ее смены и возврата устанавливаются конкретной компанией, но многие допускают их корректировку.
  6. Студенческий тариф. Предлагается не всеми, содержит ограничения в возрасте от 26 до 31 года при условии наличия международного студенческого билета ISIC. Это специальный документ, который выдается по желанию учащихся с 12 лет, студентам, аспирантам и дает право на хорошие скидки в приобретении билетов на авиа, ж/д билеты, а также на другие товары и услуги. Получить его можно в некоторых туристических офисах, предъявив документы о том, что вы учитесь в конкретном учебном заведении (для школы – справка, для колледжей и университетов – ученический и студенческий билеты соответственно), паспорт или свидетельство о рождении и фотографию 3 на 4.
  7. Семейный тариф. Хотя он имеет короткий срок до 30 дней, жесткие условия в приобретении, узкие круг направления вылета, зато существует возможность скидки на супруга и детей 2-25 лет в размере половины от стоимости билета.
  8. Пенсионный тариф. Предоставляется лицам пенсионного возраста со скидкой от нормального тарифа в размере от 15 до 30%. Но ограничения жесткие: не во всех авиакомпаниях его можно приобрести, да и число направлений крайне узко (только Европа, страны Скандинавии и Великобритании исключаются)
  9. Групповой тариф. Чаще предлагается школьникам до 19 лет от 10 человек с учетом присутствия взрослого, который берет билет на льготных основаниях. Минусом является очень небольшое количество мест в Европе, куда можно вылететь по данному тарифу.
  10. Тариф SuperSaver. В них входят Super APEX, Super PEX. Являются самыми недорогими с колоссальными ограничениями: запрет смены даты вылета, обмена и возврата, Deadline (крайний срок приобретения, например, за 3 дня до вылета), BlackOut (запрещенные для полета дни) и др. Что интересно: по таким тарифам в Америке и Канаде запреты касаются даже определенной национальности пассажира и цели его поездки.
  11. Special Offers (специальные предложения) и Promotional (рекламные) тарифы. Разные авиакомпании могут добавлять подобные варианты тарифов, чтобы обеспечить загруженность пассажирами на малопоточных рейсах, но отследить эти предложения, чтобы выгодно приобрести такие билеты зачастую весьма проблематично, т.к. они довольно непостоянны.
В конечную стоимость авиабилета кроме основного тарифа на авиаперелет входят также таксы аэропорта, сборы на топливо, комиссионные иногда агентские сборы, которые индивидуально определяются в разных компаниях и постоянно колеблются. Например, вы решили вылететь из Москвы в Киев, стоимость билета на одного взрослого вам обойдется в 4 380 рублей, сборы составят 2 192 рублей, итоговая сумма уплаты – 6 572 рублей. Или ваш маршрут пролегает по пути Москва – Рим, билет в одну сторону обойдется в 28 834 рублей, плюс аэропортовые сборы 2 404 р. Эти подсчеты примерные, в разных авиакомпаниях стоимость авиабилетов существенно отличается, если охватывать весь диапазон продажи билетов на различные направления, такса может вырасти до 10 тысяч рублей и более (особенно когда бронируются билеты высокого класса).

Если вы хотите сэкономить на цене билета и не торопитесь прилететь в нужное место, имеет смысл рассмотреть покупку билета с пересадками, что значительно дешевле, особенно в пределах одного перевозчика.

Также можно сэкономить, приобретая авиабилеты сразу «туда» и «обратно». Так вы заплатите сумму на 30-50% меньшую, чем если бы брали билеты по отдельности.

Если вдруг вы нашли турфирму, которая предлагает авиабилеты по смехотворной цене, насторожитесь, если не хотите разделить судьбу обманутых туристов. Схема проста: вам гарантируют за минимальную сумму отдых в экзотическом месте, когда же вы выкупаете эти билеты и приезжаете на регистрацию в аэропорт, выясняется, что ни рейса, ни представителя турфирмы просто не существует, а телефоны для связи с оператором фальшивый.
 
Условные обозначения на авиабилете

Теперь, когда вы получили на руки билет, постарайтесь внимательно проверить свои данные. Значения каждого из полей в авиабилете приводится ниже:

12.jpg

1. Фамилия пассажира. NAME OF PASSENGER.
Тщательно прочитайте свою фамилию (пишется полностью) и имя (после знака слэш либо все имя, либо ее начальная буква); если вы вылетаете за границу – проверьте указанный пол (MR – мистер, MRS/MSS – мисс или миссис), а также правильность ваших данных латинскими буквами.

2. Откуда вылетаете и конечный пункт назначения. FROM/TO.
При наличии двух и более аэропортов в городе, пишут код аэропорта из трех букв. В случае с пересадкой на одном и том же рейсе, пишут начало и конец пунктов. Но в ситуации смены рейса дают билет с двумя купонами с указанием двух маршрутов. Для примера укажем коды московских аэропортов: VNO – Внуково, DME – Домодедово, SVO-1 – Шереметьево-1, SVO-2 – Шереметьево-2. Для последних двух обычно пишут SVO без цифр, поэтому при покупке билета обязательно уточняйте, аэропорт какого Шереметьево подразумевается для вашего случая.

3. Этот пункт охватывает две рядом стоящие колонки: Перевозчик / CARRIER и Рейс/ FLIGHT.
Дается значение кода авиакомпании, состоящего из 2 букв (например, SU – Аэрофлот, UN – Трансаэро, FV – Пулково, NN – ВИМ-авиа, S7 – Сибирь, 7B – КрасЭйр, Е3 – Домодедовские авиалинии, UT – ЮТэйр, H8 – Дальавиа, E5 – Самара и др.) и пишется номер рейса.

4. Дата вылета. DATE. Местная дата.
По ходу приобретения билета часто возникают вопросы: как поменять дату вылета и что требуется сделать, для возвращения билета. На первый вопрос можно ответить следующим образом: если у вас оплачен дорогой билет сроком на год, проблем со сменой даты возникнуть не должно. Вы можете связаться по телефонам с авиакомпанией или прийти непосредственно туда, назвать свой тариф и желаемую дату – вам обязаны внести изменения без дополнительных оговорок, в кассе получаете билет с новыми данными. Если у вас билет дешевле, но его тариф за некоторыми жесткими правилами позволяет менять сроки вылета, также обращаетесь к компании, уплачиваете некоторую сумму штрафа (размер его зависит от особенностей билета и конкретного перевозчика) называете новую дату и согласовываете ее с ней.

Аналогично обстоит ситуация, когда требуется вернуть билет по разным личным обстоятельствам, только нужно особо отметить, что возвращать следует строго в месте покупки данного билета. По дорогим билетам вы получаете точно ту сумму, которую внесли за их приобретение, по билетам со скидкой у вас вычтут штраф от всей стоимости. Еще нужно знать о вынужденном возврате, когда вы не смогли улететь по независящим от вас обстоятельствам - в такой ситуации потраченные средства возвращают даже по самым жестким тарифам, причем срок возврата колеблется от 30 дней до года.

5. Время вылета. TIME. Местное время

6. Статус. STATUS.
Буквы ОК говорят, что у вас есть место в самолете. RQ или SA говорят о необходимости дождаться окончания регистрации, возможно для вас появятся свободные места (по статистике около 5% пассажиров не являются на регистрацию). Если же у вас указан статус ОК и ваше место занято (такое может быть, если вы опоздаете или придете к самому крайнему времени регистрации на рейс), вас обязаны посадить в салон на класс выше вашего или если это невозможно, вы вправе получить компенсацию за неудобство и дождаться следующего рейса. Обозначение «NS» означает, что с вами без своего места летит малыш до двух.

7. Этот пункт включает интерпретацию двух колонок с надписями: Недействителен до / NOT VALID BEFORE и Недействителен после /NOT VALID AFTER.
Показывает дату, до и после которой билет бесполезен, и если ничего не указано, такой билет актуален в течение года.

8. Норма провозимого багажа. ALLOW.
Существуют общепринятые нормы бесплатного багажа: первый класс – 40 кг, бизнес-класс – 30 кг, экономический – 20 кг, с оговоркой, чтобы их параметры не превышали 160 см во всех направлениях. Если вам необходимо транспортировать больше, оплачиваете его дополнительно, кроме этого в самолет можно взять только одну ручную кладь плюс свою верхнюю одежду, ортопедические принадлежности для личного передвижения, детское питание.

9. Передаточная надпись/ограничения. ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS.
Здесь пишут об ограничениях во время полета, о возможности перехода с одной компании на другую и надпись SU Only в нашем примере говорит, что этот билет актуален только в пределах рейсов, осуществляемой авиакомпанией «Аэрофлот». Бывают и такие отметки: «SU/S7 ONLY», т.е. билет соответствует рейсам «Аэрофлот» (SU) и «Сибирь» (S7) и вы можете перейти с одного перевозчика на другой. Если тариф билета учитывает изменения, то это пишется примерно так: «RES CHG USD50» или «ONE INBOUND REB FREE», что в переводе означает: «ИЗМЕНЕНИЕ БРОНИРОВАНИЯ СО ШТРАФОМ 50 ДОЛЛАРОВ США» или «ОДНО ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАТНОЙ ДАТЫ БЕСПЛАТНО». Для самых жестких тарифов часто печатают: «XX ONLY/NON REF/NO CHG/NO REROUT» - «БИЛЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ТОЛЬКО НА ПЕРЕВОЗЧИКЕ ХХ/БИЛЕТ ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ/ИЗМЕНЕНИЯ ДАТ ПО БИЛЕТУ НЕВОЗМОЖНЫ/ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА ЗАПРЕЩЕНО».

10. Итого. FARE.
Тариф в денежной системе места вылета и если вы вылетаете из России – указывается в долларах США. В случае продажи билета по особому тарифу, его не пишут (NO FARE) или ставят символы: IT или Forfait.

11. Эквивалент тарифа. EQUIV. FARE PD.
Если денежная система пункта продажи билета отличается от пункта вылета, указывается ее пересчет в графе «Итого», или «Дополнительный билет», или «Расчет тарифа». Для особого тарифа поле остается пустым или ставится IT или Forfait.

12. Такса. TAX.
Здесь пишут об обязательных аэропортовых сборах за услуги в виде символа из 2 букв и, если их очень много, их дописывают в поле «Расчет тарифа».

13. Всего. TOTAL.
Полная цена в той денежной системе, где был продан билет, в которую добавляют сборы в аэропорту, здесь отсутствует налог с продаж.

14. Форма оплаты. FORM OF PAYMENT.
Каким способом был оплачен: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC (кредитная карта).

15. Первоначально выдан. ORIGINAL ISSUE.
В той графе печатают итог налога с продажи.

16. Форма и серийный номер билета. FORM AND SERIAL NUMBER.
Печатают серийный номер.

17. Для отметок авиакомпании. AIRLINE DATA.
Выставляется номер бронирования (PNR CODE). Здесь же рядом стоит поле: Выдан в обмен на / Issued in exchange for, в которую прописывают номер первого билета. Поясним на примере: вы выбрали маршрут Москва–Рим–Москва и прилетели в Рим. Затем ваши планы поменялись и вместо дальнейшего полета в Москву вам хочется достичь Лондона. Тогда заново рассчитают цену с учетом нового маршрута, начиная с Москвы, и если билет окажется дороже или дешевле, попросят вас доплатить разницу, либо ее вам возместят, а в новом билете в этой графе отмечают номер предыдущего.

18. Дата и место выдачи. DATE AND PLACE OF ISSUE.
По этой информации вы сориентируесь, когда и где брали этот билет.

19. Класс бронирования. CLASS.
Используются следующие символы: F, P, A – первый класс; J, C, D, I, Z – бизнес-класс и W, S, Y, B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X – экономический класс, реже R – «Сверхзвуковой» (на рейсах с самолетами Concord).

Чтобы разобраться в этих символах, почему у вас стоит именно такая буква, немного поясним: для всех классов буквенная символика расположена в порядке убывания стоимости билета, т.е. в первом классе F, в бизнес – J и эконом – W, соответственно, являются самыми дорогими в своем классе. По сравнению с остальными, в них часто предоставляются дополнительные преимущества в виде увеличенного расстояния между пассажирскими креслами, расширенного меню, а для первого класса, в частности, возможность просмотра фильмов, телепередач, спутниковые телефоны. Аналогично можно сказать, что А в первом классе, Z в бизнес-классе, X в эконом-классе – самые низкие по цене.

Классы бронирования авиабилетов накладывают ограничения и на то, каким тарифом вы можете воспользоваться. Допустим, вы и ваш сосед приобрели билеты в экономическом классе, у вас стоит отметка Y, у него – T. В чем будет разница таких билетов? Разница в цене и в различных ограничениях при его приобретении и выкупе, а также сроках действия, т.е. для вас существуют широкие, почти неограниченные возможности за сумму, к примеру, в 1000 долларов, в то время как у соседа очень жесткие условия за меньшую сумму в 350 долларов.
Что касается обслуживания – оно совершенно одинаково как для вас, так и для соседа.

20. Вид тарифа. FARE BASIS.
Показывается вид данного билета в виде букв и цифр, например, групповой, молодежный и т.д.

21. Расчет тарифа. FARE CALCULATION.
Здесь дается расписанный по пунктам тариф по всему билету. Буквы и символы включают коды городов, авиакомпании и тарифных компонентов. Также дается значение аэропортовых сборов, не поместившихся в графе «Такса/TAX», курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи (если последние не вошли за недостатком места в графы «Передаточная надпись/ограничения» и «Дополнительные ограничения»).

Помимо бумажного варианта, существует и электронный авиабилет, который начал распространяться с 2007 года и отличается от бумажного только тем, что все операции по бронированию и оформлению договора между заказчиком билета и авиакомпанией теперь переведены из бумажной в электронную плоскость. Все ваши данные, которые вы вводили, хранятся в электронном виде и чтобы получить такой билет, вам необходимо забронировать его, оплатить кредитной карточкой и приехать в аэропорт. Там стоят специальные автоматы по выдаче билетов, вы вводите свой код, который получили при бронировании и автомат печатает вам бумажный билет.
 
На борту

В интересах обеспечения безопасного и комфортного полета разработаны правила перелета пассажиров, знание которых обязательно. Эти положения общие для всех:
  1. Вы имеете право на полный пакет услуг в соответствии с вашим видом билета, а также возможность попросить защиты у бортперсонала от разбушевавшихся соседей.
  2. Не игнорируйте сообщения бортпроводника о том, что нужно принять и неотступно следовать инструкции по безопасности – пренебрежительное отношение может вам же стоить увечий, а то и жизни. Поэтому не отказывайтесь пристегиваться (особенно когда вас об этом просят), не вскакивайте с места во время набора или сброса высоты, не мельтешите между своим местом и туалетом, если, конечно, вы не беременны.
  3. В самолете не допускается табакокурение, чрезмерное распитие спиртных напитков (за исключением предложенных на борту), использование электроприборов, создающих помехи в навигации (например, телефоны, телевизоры, радиопередатчики, игрушки с радиоуправлением). Во время совершения маневра самолетом такие электроприборы, как компьютеры, фото и видеокамеры, магнитофоны должны быть выключены, чтобы исключить сбои в навигации.
  4. Само собой запрещается любое словесное и физическое оскорбление, даже если вы хотите крепко выругаться по поводу вашего соседа или отпустить нелестные замечания в адрес провинившейся стюардессы.
За нарушение этих норм поведения применяются различные санкции, начиная от предупреждения, изъятия запрещенных предметов, до снятия с рейса, штрафа (до 3 тыс. долларов) и заключения в тюрьму (в некоторых странах до 2 лет, ведь снятый за нарушение с рейса пассажир отдается в службу правопорядка той страны, где совершил посадку самолет).


Самочувствие во время перелета


Чтобы ваш перелет был приятным и не вызывал осложнений в виде плохого самочувствия, МирСоветов предлагает несколько простых советов.
  • До посадки в самолет увлажните лицо кремом, имейте при себе носовые и глазные капли для предотвращения сухости кожи, носа и рези в глазах.
  • Одевайтесь в максимально удобную для вас одежду, которая должна быть свободной и с минимальным содержанием синтетических веществ. На ногах – удобная обувь, будет хорошо, если вы возьмете тапочки.
  • Во избежание недостатка воды в организме, пейте соки и воду, а вот чай, кофе и алкоголь вам могут повредить, а если вас часто тошнит в транспорте, до и после полета не ешьте слишком много.
  • Если у вас имеется варикоз, носите эластичные колготки или бинты, что поможет избежать возможного дискомфорта при перелете.
  • В случае головокружения постарайтесь сосредоточиться на фиксированном объекте или смотрите вдаль, а если возникла заложенность ушей (что бывает при подъеме и наборе высоты), постарайтесь широко и сладко зевнуть, тогда уравновесится разница в давлении внешнего пространства с вашим организмом.
  • Сидя в кресле, вы можете заняться разминкой шеи (плавные повороты и вращения головы), грудного отдела (вытягивание рук, как будто вы только что проснулись, вращение плечами по очереди, нагибание и разгибание).
  • Периодически старайтесь менять сидячее положение, меняя точку опоры для разгрузки крестца.
Особые пассажиры

Существуют определенные правила для особой категории пассажиров, находящихся в нестандартной ситуации – это женщины в интересном положении, дети и подростки, а также инвалиды.

Беременные женщины. Беременным можно лететь со справкой, заверенной врачом не ранее 7 дней до отлета о том, что она может перенести полет без вреда для своего здоровья. Тем женщинам, которые находятся на позднем сроке от 7-8 месяцев и более, не рекомендуется лететь вовсе. Некоторые перевозчики отказываются принимать на борт будущих рожениц, опасаясь за возможные неудобства и риски, поэтому, если вы, находясь в таком положении, получили решительный отказ, уже не поможет и справка от врача.

Некоторые беременные ухищряются пролезть на самолет с липовой справкой, будто бы их сроки не превышают установленную границу. Был случай: одна смелая будущая мамочка до посадки в самолет заявила, что находится на сроке беременности всего лишь в 6 месяцев (а по правде время уже близилось к родам). Сразу после посадки начавшиеся роды были приняты медперсоналом аэропорта.
Если вы ожидаете прибавления и вам нужно совершить полет, но сидеть при этом в салоне долгое время уже тяжело, непосредственно во время покупки билета узнайте, можно ли вам заказать лежачее место (будет дороже). Также при регистрации билетов можно попросить, чтобы вас посадили на первые места, где есть возможность вытянуть ноги, встать и сесть без напряжения. Если же ваш живот уже большой, не советуем садиться между рядами – риск, что впереди вас сидящий откинется на вас, очень велик.

Кроме этого вы вправе заказать себе специальное диетическое питание, чтобы дать необходимые питательные вещества вам и растущему эмбриону, не перегружая его тяжелой пищей.

Перелет с ребенком и несопровождаемые дети. Если у вас грудной малыш – заказывайте люльку и остальные необходимые вещи, которые могут пригодиться для него, также не забудьте специально оговорить удобные места для подвешивания качалки. Нужно помнить и, что еще более важно, понимать, что новорожденным, которым меньше семи дней, сложно будет в полете, поэтому их тоже не стоит брать с собой в рейс.

Дети до 5 лет должны лететь со взрослыми, от 5 до 16 лет (в некоторых авиакомпаниях до 12) могут обходиться без сопровождения на борту самолета при условии, что их посадят на рейс и встретят в пункте назначения. Возрастные границы не общие для всех: в каждой авиакомпании для перевозки детей могут быть разные верхние и нижние планки возраста, в рамках которых сопровождение обязательно либо ребенок может выступать в качестве несопровождаемого. Этот момент придется уточнять в каждом случае отдельно.

Авиакомпания, как правило, несет полную ответственность за детей без сопровождения, а потому при приобретении билета для такой категории обговорите подробно все нюансы.

Для несопровождаемых детей до подросткового возраста родителями заполняются анкетные данные: ФИО, где родился, какой родной язык у ребенка, дата начала и номер рейса, точный маршрут и контактные данные встречающего его человека. Также подписывается заявление на перевозку и заявка о передаче прав авиакомпании в отношении этого ребенка. На ребенка, не достигшего восемнадцати лет, отправляющегося за границу, нужно помимо вышеперечисленных документов, приготовить согласие родителей на выезд, подтвержденное нотариусом, в котором пишутся продолжительность пребывания и место, куда он собирается. Билеты оплачиваются в стопроцентном размере.

Как только вы прибыли с ребенком к месту регистрации, сразу встречаетесь с сотрудником авиакомпании, который будет вместе с вашим дитем проходить все этапы регистрации вплоть до посадки в самолет, здесь же следует передать анкетные данные. Во время рейса за вашим ребенком будут следить: кормить, развлекать, укладывать спать, провожать до туалета по мере необходимости, по этому поводу можно не волноваться. После окончания перелета ребенок передается сотруднику для сопровождения до встречающих лиц, имеющих при себе документы, данные которых совпадают с указанными в анкете (если у встречающего не окажется с собой документов, удостоверяющих его личность, он не сможет забрать вашего маленького путешественника). А в случае неявки доверенного лица ребенка доставят по адресу этого человека средствами авиакомпании, поэтому можете не беспокоиться, что он потеряется в чужом месте и окажется брошенным.

Если вы хотите взять заграничный билет для ребенка до 2 лет без места, можете получить 90% скидку; для второго и третьего в этом же возрасте дается скидка 25% или 33% с индивидуальным местом. На внутренних рейсах – бесплатный провоз одного малыша без места, для второго и следующих предлагаются скидки от половины стоимости билета взрослого (также с отдельным местом для каждого).
Ребенку от 2 до 12 лет, находящемуся с вами – оплата его в размере 50% от полной стоимости билета на рейсах по России и 67% или 75% – на международных.

Сопровождение инвалидов. Для инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата можно заказать специальный лифт для подъема и средство передвижения за плату, причем заказ должен быть выполнен за 72 часа до вылета.
Перевозка инвалидов требует соответствующих документов, это может быть справка о состоянии здоровья больного, что тот прошел медобследование, но в случае, если состояние оценивается как критическое, ему могут отказать в рейсе из соображений безопасности полета.

Транспортировка на носилках лежачих инвалидов также возможна за плату, причем немалую: в размере примерно 200% от стоимости билета. В сложных ситуациях может потребоваться присутствие специального врача, который будет следить за состоянием здоровья больного.
 
Перевозка багажа

При перевозке багаже существуют запреты на взрывчатые вещества, газы и жидкости под давлением, растворы органических и неорганических кислот, щелочей, ядов, токсические и радиоактивные элементы и все виды оружия, острые и колющие предметы.

В исключительных случаях по согласованию с таможенниками в специально отведенных отсеках самолета можно транспортировать оружие (к коему относят также и ножи всех видов). Разрешается провозить спиртные напитки с лимитом по содержанию алкоголя в них до 24%, не более пяти литров в специальной таре; и аэрозоли, в таре с колпачками не более 0,5-2 кг на одного человека.

С собой в салон допускается брать 1 термометр, измерительный прибор для давления (не электронный), которые соответствующе упакованы, 1 зажигалку, 2 кг сухого льда, 3% перекись водорода и другие неопасные жидкости, гели, аэрозоли (не более 100 мл), детское питание. Причем жидкости из аэропорта или из самолета обязательно должны находиться в надежной таре с указанием данного аэропорта и самолета с текущей датой.

Если у вас багаж превышает норму, указанную в соответствии с определенным классом билета, вам придется выложить немаленькие денежки, чаще всего в размере 1-1,5% от основной стоимости полного билета, при этом сумма за перевозку багажа сверх установленной нормы зависит от направления полета. Например, при перелете от нашей столицы в регионы РФ за превышение веса вы платите 130-250 руб. за каждый килограмм сверх нормы, а из Москвы в Европу, страны СНГ и некоторые другие направления за каждый лишний кг придется доплатить уже 7-15 евро.

Перевозка животных

Если вы прихватили с собой животных, на руках обязательно должен быть их паспорт и справка о состоянии здоровья, которые можно получить в любой государственной ветклинике. В последней даются все актуальные сведения о прививках. Если с вами летит собака, озаботьтесь наличием справки из клуба СКОР или РКФ о том, что собака не представляет племенной ценности – именно этот документ откроет вам свободный проход во время регистрации.

Излишне говорить, что собаки должны быть на поводке и в наморднике, а остальные мелкие животные размещаться в соответствующей для них клетке (свободной, т.е. животное должно помещаться в ней в полный рост и позволяющей повернуться вокруг себя по кругу; и со специальным дном, не пропускающим влагу). Эти клетки вы можете купить непосредственно в авиакомпаниях, они уже адаптированы с учетом всех требований.

Платить за перевозку животных придется отдельно, а в салон пускают только тех, чья масса не более 8 кг и в клетке; исключение составляют собаки для слепых, которых транспортируют в счет бесплатного багажа.

Как правило, грузовые отсеки хорошо отапливаются и вентилируются, они снабжены различными индикаторами, которые соединяются с кабиной пилота для оперативного контроля за происходящими событиями в отсеке. Не на всех самолетах есть специально оборудованные грузовые отсеки, поэтому сразу при покупке авиабилета выясняйте возможность транспортировки животных на данном рейсе, при этом вам обязательно следует сообщить вид, вес, размеры питомца. При перевозке животных также необходимо знать, что авиакомпания не отвечает за причинение увечья или гибель вашего любимца.

Чтобы избежать подобных инцидентов, не используйте глухо закрытую тару, со слабой вентиляцией. На одном из рейсов погибла собака, которую хозяйка запихнула в коробку с малюсенькими отверстиями – животное просто не выдержало из-за недостатка кислорода.

Во время рейса животных не разрешается кормить, поэтому постарайтесь, чтобы ваш подопечный успел поесть за два часа до начала перелета, если кормление будет позже – может возникнуть тошнота.

Важно знать, что есть и запретные на вывоз из РФ виды животных (попугаи, обезьяны, черепахи и др.). Если вы горите желанием вывезти подобного представителя, попробуйте получить разрешение Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, что сделать очень сложно, если у вас нет документов о том, что данное животное родилось на территории РФ и вы его приобрели законно, не на птичьем рынке. Обязательно выясните, разрешает ли та страна, куда вы летите, ввоз животных, иначе будут проблемы и вам придется на границе распрощаться со своим другом.

Перевозка растений, минералов

Чтобы не возникло неожиданных сюрпризов и неприятных разговоров, заранее узнайте, можно ли транспортировать, к примеру, цветок в горшочке с землей или упаковку редких сортов томата. Правила гласят следующее:
Нельзя вывезти самолетом образцы почв, живых корней растений, клубней, луковиц и другого посадочного материала, свежих плодов и овощей в посылках, превышающих 5 кг.
Свободно разрешается привезти в Россию продукцию продовольственного характера (кофе, чай, сахар, пряности, крахмал, хмель) в разумных объемах и в соответствующей упаковке. Что касается веществ растительного происхождения, придется привести доказательства для карантинной службы, что они пойдут на питание и не содержат опасных микроорганизмов.
Если вы были в живописных местах долин или подножий гор, можете провезти лекарственное сырье в высушенном и расфасованном состоянии, примеры образцов минералов, речного и морского песка, а также грунта в соответствующей таре. Без ограничений разрешается перевозить рисовую солому для промышленного использования, дерево для отделки, шерстяные и кожаные необработанные материалы, хну и басму.
Что касается ввоза-вывоза растений в Европу, США и другие страны, вам нужно обратиться за разъяснениями в карантинную службу государства, куда собираетесь лететь и получить необходимые ответы.
 
Регистрация и предполетный контроль

Итак, билет вы приобрели, осталось только дождаться даты вылета и приехать в аэропорт вовремя. Напомним, что временной промежуток, отведенный для регистрации и посадки на рейс, ограничивается четкими рамками: как правило, начинается за 2 часа и заканчивается за 40 минут до отлета (хотя при покупке билета нелишним будет еще раз уточнить это время).

Регистрация в аэропортах проходит по обычному плану:
  1. регистрация билетов, оформление багажа и получение талонов на места;
  2. паспортный и таможенный контроль (для летящих международным рейсом);
  3. контроль безопасности.
При наличии животных или растений потребуется пройти дополнительно ветеринарный и фитоконтроль.

Регистрация

В пункте регистрации у вас проверят все необходимые для перелета документы, взвешивается багаж (если вес будет больше, чем дозволено нормами на бесплатный провоз, придется доплатить определенную сумму по расценкам авиакомпании). После прохождения регистрации Вы получите посадочные талоны, в которых будет содержаться следующую информация: время, дата и номер рейса, номер выхода на посадку, а также Ваше место в салоне самолета. Далее Вы и ваш багаж снабжаетесь бирками с номерком, которые идентифицируют принадлежность и отправляют в конвейер. На бирке, кроме собственно ее номера, также может присутствовать номер рейса, ваша фамилия, адрес, телефон. Кстати, во многих аэропортах есть услуга быстрой паковки стандартных чемоданов, советуем вам воспользоваться этим – существенно снизится вероятность их неожиданного раскрытия, повреждений и загрязнений (если багаж негабаритный, он пакуется вручную).

Заметьте, что для регистрации пассажиров, летящих первым и бизнес-классом, как правило имеется отдельная стойка.

Опоздали на регистрацию?! Тогда пройдите на специальную стойку для опоздавших и будьте готовы выложить примерно 1000 рублей, причем сумма может меняться. По новым правилам «Аэрофлота», если вы сильно опоздали, вплоть до начала рейса, вам придется либо приобретать новый билет, либо возвращаться.

Почему лучше являться пораньше на регистрацию? Полезно знать, что при выдаче посадочных талонов места в салоне распределяют, руководствуясь некоторыми правилами. В каждом ряду 3 кресла и 4 кислородных маски (на случай аварии), поэтому в одном ряду не усаживают более чем одного пассажира с ребенком. Вообще для пассажиров с детьми при распределении мест отдают те, что в начале салона. В рядах возле аварийных выходов расстояние до впереди стоящих сидений несколько больше, поэтому на эти места стараются посадить высоких людей.

Таможенный контроль

Чтобы не было неприятностей на таможне, важно руководствоваться правилами, суть которых можно свести к следующим пунктам.

При ввозе не облагается налогами:
  • товар, если он не превышает весовую категорию в 35 кг и стоимостью не более 65.000 руб. (исключение составляют беженцы, для которых нет лимита на приобретенные до пересечения границы товары);
  • валюта и ценные бумаги общей стоимостью не более 10.000$.
При превышении этих норм для товаров от 65 до 650 тыс. руб и от 35 до 200 кг вам придется уплатить налоги и оформить таможенную декларацию.

Изобретательность туристов порой не знает меры: в китайском международном аэропорту задержали кенийца, одетого в более ста предметов гардероба. Лето, жара, поэтому его необычный вид сразу привлек внимание таможенников, его задержали. Выяснилось, что тот просто не хотел … оплачивать налоги за новые товары, которые были куплены им по дешевке с целью дальнейшей продажи.
При вывозе не накладываются никакие налоги и пошлины на личные вещи и валюту до 3.000$, дорожные чеки до 10.000$, иначе необходимо подать декларацию. Декларацию надо подавать и в случаях, когда вы решили вывезти ценные культурные предметы, металлы и камни, государственные награды, редкие виды представителей флоры и фауны, оружие, наркотические, радиоактивные и ядовитые вещества, высокочастотные устройства и радиоэлектронные средства, транспортные средства, а также товары в несопровождаемом багаже.

Особо нужно отметить, что для предметов, представляющих интерес в культуре, кроме их декларирования нужно получить Свидетельство Министерства культуры РФ на право вывоза и сделать фотографию данного предмета. Если у вас, к примеру, скрипка, вместе с декларацией необходимо предоставить Паспорт на инструмент и смычок со штампом Министерства культуры РФ. Ценности культуры столетней давности к вывозу не допускаются.

Для вывоза оружия требуется разрешение из МВД РФ.

При наличии у вас товара, подлежащего обязательному письменному декларированию, заполняется таможенная декларация в двух экземплярах, один из которых остается у вас.

Существует и так называемое конклюдентное декларирование (система используется не во всех аэропортах). Оно заключается в разделении пункта таможенного пропуска на два канала: «зеленый» и «красный». На входе «зеленого» канала изображен зеленый восьмиугольник на белом фоне, а также надписи: «Зеленый канал» («Green channel») и «Товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, нет» («Nothing to declare»). «Красный» канал обозначается красным квадратом на белом фоне и надписями: «Красный канал» («Red channel») и «Товары, подлежащие обязательному письменному декларированию» («Goods to declare»).

«Зеленый» канал предназначается для тех пассажиров, у которых нет товаров обязательных для декларирования. Такая категория может свободно проходить через канал без подачи таможенной декларации. Но при этом вы должны помнить, что если вы заходите в «зеленый канал», тем самым вы официально заявляете, что не имеете при себе багажа необходимого для письменного декларирования либо запрещенных для ввоза/вывоза таможенными правилами. Если у вас будут найдены такие товары (а таможенный контроль в «зеленом» канале всё же осуществляется, выборочно), вы в полной мере понесете за это ответственность.

В «красном» канале подается таможенная декларация и все сопутствующие документы. Перед входом имеются чистые бланки деклараций, а также всегда находится сотрудник таможенной службы для оказания помощи в случае необходимости.

Паспортный контроль

В пункте паспортного контроля предъявляете работнику аэрофлота свой авиабилет, паспорт РФ, загранпаспорт (в случае вылета за границу могут попросить и другие документы, со списком которых вы можете ознакомиться в консульстве нужной вам страны). Если паспорта нет, возьмите временное удостоверение личности (военный билет – если вы являетесь военнообязанным; паспорт моряка – при наличии соответствующего статуса). Если вы по законам РФ относитесь к категории иностранных граждан, возьмите свой национальный паспорт и вид на жительство. Виза нужна будет для въезда в РФ всем, в том числе из Грузии и Туркмении, кроме граждан России и остальных стран СНГ.

Если с вами отправляется ребенок до тринадцати лет, захватите для него свидетельство о рождении, а в случае его самостоятельного перелета, оформите ему согласие на выезд.

Пункт контроля безопасности

Как уже говорилось, паспортный и таможенный контроль проходят только при отправлении международным авиарейсом, и только после попадают в пункт контроля безопасности. Если же вы совершаете внутренний рейс, после регистрации билетов и сдачи багажа сразу же идете к этому пункту. Здесь проверят билет, талон на место и документы, осмотрят вас и ручной багаж.

Чтобы к вам не было претензий, вы должны знать, что все емкости с жидкостями не более 100 мл должны быть упакованы в пластиковый пакет; верхнюю одежду и обувь, металлические предметы (часы, брелки, телефоны и т.д.) следует сложить в пластиковые корзины (пластиковые пакеты и корзины можно взять здесь же, в пункте контроля безопасности). Вас просканируют специальным прибором, но если вы не хотите подвергаться лучам рентгена, можете согласиться на личный ручной осмотр.

Иногда ручную кладь проверяют вручную в вашем присутствии. Но если у сотрудников безопасности появится предположение, что в вашем ручном багаже содержатся опасные для перевозки предметы, вас попросят выйти, пока они проверят его и составят специальный акт. В случае нахождения запрещенных предметов вы рискуете подпасть под уголовную ответственность, и чтобы этого не произошло, заранее ознакомьтесь со списком таких вещей.

В каждой конкретной стране процедура регистрации и предполетного контроля может отличаться, а потому рекомендуем уточнять эту информацию при покупке или бронировании авиабилета.
 
После регистрации. Посадка в самолет

После прохождения регистрации и отправки своего багажа у вас могут остаться свободные до вылета минуты. Не поленитесь заранее найти соответствующие зоны для международных или российских рейсов и свой коридор, через который вы будете проходить во время проверки билетов перед посадкой в салон (эти сведения вы можете получить на пункте регистрации).

На сегодняшний момент некоторые аэропорты превратились чуть ли не в торговые мегаполисы, в которых можно основательно не только перекусить, освежиться напитками в ресторанах и барах, но и побродить по торговым бутикам, в которых продают практически все, начиная от периодических изданий и кончая одеждой, обувью и другими аксессуарами.

Для бизнес и первого класса до вылета есть возможность в специальном бизнес-центре поговорить по телефону, сделать копии документов, отправить факс или подключиться к Интернет. Также в этом центре есть услуга по предоставлению бесплатных безалкогольных и алкогольных напитков, соков, легких салатов, бутербродов, сладкого к чаю и фрукты.

Залы ожидания, как правило, просторные, можно удобно разместиться и отдохнуть немного. Диспетчерская служба аэрофлота не даст вам пропустить свою посадку на рейс, а светящиеся табло у каждого коридора помогут вам сориентироваться и выбрать нужное направление. На некоторые рейсы предусмотрена посадка людей, не выходя из здания аэропорта по специальному трапу, который подводится к выходу здания и соединяет его со входом в самолет.

Посадка в самолет

После проверки билетов вы занимаете свои места в салоне самолета. Через определенное время, если рейс не задерживается по каким-то причинам, вам объявляют о необходимости пристегнуться и знакомят с устройством самолета, расположением запасных входов, чтобы в ряде аварийных случаев без суматохи правильно воспользоваться ими, а также без ошибок надеть спасательные жилеты, кислородные маски. Поскольку устройство каждого самолета существенно отличается, рекомендуем внимательно прослушать данную лекцию. Чтобы всем было понято, лекция может сопровождаться показом на экране, как правильно воспользоваться спасательными атрибутами.

На спинке каждого кресла находится схематичная инструкция, которую можно будет подробно изучить.

Во время полета выключите и не пользуйтесь мобильниками, радио-, видео-, музыкальной аппаратурой, ноутбуком, фотоаппаратом, использование которых может служить помехой в навигации самолета. О подобных ограничениях вы узнаете у стюардессы.

Для курильщиков должно быть ясно, что в салоне запрещается курение в интересах остальных некурящих пассажиров и детей, поэтому. Вместо курения старайтесь что-нибудь жевать, типа конфетки или жвачки. Кстати, для курящих могут предложить специальные жвачки.
 
Прилет и получение багажа

Прилетев на территорию Российской Федерации международным рейсом, вы должны пройти паспортный контроль, получить багаж, далее проследовать на пункт таможенного контроля. Если ваш полет проходил по территории РФ, после приземления вы сразу проходите в зону получения багажа, сверяетесь с номерками и идете к выходу.

Что делать, если ваш багаж не нашли? Прежде всего, не паниковать, подождать, пока пассажиры разберут свои вещи, затем пройти в комнаты оставленного багажа – возможно, они находятся там. Если и там нет, обратитесь к сотрудникам выдачи багажа за помощью – скорее всего, вам предложат составить заявление о неприбытии багажа, при этом на руках у вас должны быть документы, подтверждающие, что вы сдавали его и летели конкретным рейсом (билет и бирки с номерками). После в зависимости от того, каким рейсом вы летелеи, сотрудники МВЛ или ВВЛ (международных или внутренних воздушных линий) должны составить Коммерческий акт о неприбытии багажа и с этого момента будет производиться поиск потерянного багажа в течение 21 дня. При неудовлетворительном ответе направляйте претензионное заявление, Коммерческий акт, авиабилет, бирки с номерками, документ об ущербе в адрес той авиакомпании, услугами которой вы пользовались.

Если вы получили на руки багаж в жутком состоянии, т.е. с повреждениями, обращайтесь к сотруднику Отдела выдачи багажа для оформления заявления, к которому прикладывается билет, бирки с номерками, Коммерческий акт с подробным описанием повреждения для получения компенсации. На внутренних рейсах она может составить до 1250$ на человека, а на международных – 20$ на кг (если не была задекларирована более высокая стоимость багажа).
 
Для тех, кто любит романтичнее, или покупка ж/д билета ;))

Неважно, в какую сторону вы решились направиться, первым шагом является приобретение билета на поезд. Как и в любом деле, здесь имеются свои особенности, которыми не следует пренебрегать.
Кто помнит старину, во времена застоя, как желающие совершить поездку на поезде часами выстаивали в многометровых очередях с заветным желанием купить хрустящие билетики, чтобы потом вечером с гордостью помахать перед родней и воскликнуть: «Достал, наконец!»?

Теперь многое поменялось. С развитием Интернета намного упрощенной стала процедура выбора нужного билета – на многих сайтах предлагается широкий спектр возможностей, начиная от выбора направления, конкретного поезда и заканчивая приобретением на руки железнодорожного билета. Не лишним будет напоминание о том, какие нужны документы для этого.

Чтобы получить билет по РФ вам достаточно иметь на руках паспорт, военный билет, служебное удостоверение с фотографией и печатью (для служебных поездок), а если вы берете с собой в поездку ребенка до 14 лет, возьмите для него свидетельство о рождении. Для поездок на Украину уже обязателен российский паспорт нового образца или загранпаспорт и свидетельство о рождении нового образца, а если у него обычное свидетельство, к нему нужно добавить и вкладыш о его российском гражданстве. Несмотря на то, что украинские пограничники уже не ставят штампики в многострадальный российский паспорт, а отмечают ваше пересечение границы в специальных бланках, советуем все же обязательно брать заграничный во избежание нештатных случаев.
 
Как читать железнодорожный билет

Новый железнодорожный билет претерпел изменения и выглядит как три купона, соединенных друг с другом. Называются они слипы. Один купон забирает кассир, второй – проводник поезда, а третий сохраняется у вас, но не забывайте, что вернуть денежку в случае отмены поездки можно тогда, когда вы кассиру отдали два скрепленных слипа — «пассажир» и «проводник». При покупке вы платите комиссионный сбор 79 руб. 20 коп на случай, если придется вернуть билет назад. Так вы имеете возможность полностью вернуть заплаченное в случаях, если поездка не состоялась по вине железной дороги, а при наличии уважительных причин у вас (болезнь, смерть и т.п.) вам вернут только цену билета без сборов (при условии, что возврат билета будет сделан за 24 часа до отправки поезда). Если вернуть билет не позднее, чем спустя 6 часов с момента отхода поезда от перрона, вам вернут цену билета плюс 50% стоимости плацкарты, до 3 часов – без стоимости плацкарты.

Теперь разберем, что за надписи пестрят на заветном железнодорожном билете.

В первой строчке отражена информация о:
- трехцифровом и однобуквенном номере поезда, а последняя буква - соответствует нитке;
- также указывают число и месяц отправления, точное время, номер и тип вагона;
- цена билета и плацкарты в рублях, если вы купили билет на территории РФ и гривнах, если приобретали его в Украине;
- тут же на строчке пишут количество человек и проставляют вид документа («полный» означает, что билет куплен за полную стоимость).

Во второй строчке вы прочтете:
- названия пунктов отправления и прибытия, причем, если слово содержит больше дюжины букв, оно сокращается, сами маршруты по РФ и между государствами пишутся по-русски, в других случаях – на национальном языке;
- здесь же пишутся семизначные коды пунктов;
- если вы заказывали фирменный поезд, в вашем билете на второй строчке будет указано слово «ФИРМ»;
- класс обслуживания имеет свои условные обозначения. В нашем примере «3П» означает, что билет плацкартный. Кроме этого вы можете встретить такие обозначения:
«1А» и «1Н» – вагоны с мягким салоном, причем «1А» – VIP-вагон;
«1Л» и «1Б» – вагоны «Люкс», люкс и бизнес-класса, соответственно;
«2Э» и «2К» – купейные вагоны, буква «Э» – эконом-класс;
«3П» – как уже было сказано, плацкартный вагон;
«1С», «2С» и «2Е» – межобластной вагон, «1С» – бизнес, «2Е» – эконом-класса;
«3О» – общий вагон.
В последних двух типах вагонов места только для сидения.
На третьей строчке в первую очередь указываются места, а если вам выписали билет с промежуточных станций, вы увидите надпись: «МЕСТА УКАЗЫВАЕТ ПРОВОДНИК», далее идет защитный символ «SZD», и сокращенное название дороги, в вагон которой оформлен билет.

На четвёртой строке проставляется:
- двухбуквенная серия, шестизначный номер бланка билета, трехсимвольный защитный код проездного документа (такие предосторожности помогают быстро определить подделку);
- далее идет однобуквенный шифр документа, его порядковый номер из одной цифры в запросе на продажу, семицифровой номер запроса на продажу (эта нумерация — сквозная для всех запросов в систему «Экспресс», в каждом ВЦ она ведется отдельно и ежесуточно обнуляется в 00:00);
- затем в формате «ддммгг» идет дата оформления билета и в формате «ччмм» – время оформления билета.
- после этого без пробелов ставятся код ВЦ, оформившего билет и код ВЦ, выдавшего места (по одной букве), двухцифровой и однобуквенный номер пункта продажи, двухцифровой номер билетно-кассового терминала.
- и наконец, через знак слэш «/» показываются данные о стоимости проезда по каждому из государств таким образом: сначала код государства, потом знак тире и проставляется цена проезда в национальной валюте (символ «Н»). Символы «(23)» пишутся тогда, когда налог с продаж не взыскивается со стоимости проездного документа.

В пятой строке размещаются данные паспорта (вид документа, его серия и номер, знак «/», фамилия, знак «=», инициалы).
На шестой строке вы увидите полную цену билета в местной валюте (если билет в вагон с доп.услугами, то после буквы «У» будет обозначено количество наборов питания, если стоит «0», то будут предоставлен только базовый сервис).

Если билет выписали вам вне РФ, после названия валюты будет запись расшифровки цены: «ТАР», тарифная стоимость проезда (стоимость билета и плацкарты), «+КСБ», величина комиссионного сбора, «+СТРСБ», величина страхового сбора, «+УСЛ», стоимость сервисных услуг.

Если вы находитесь в таких российских городах, где со стоимости железнодорожных билетов взимается налог с продаж, у вас в билете пропишут: «В Т. Ч. СТР. 2.3 РУБ+НСП», сумма взимаемого налога, «/», величина налога в процентах, «/», код субъекта РФ. Если вы берете билет в вагон с дополнительными услугами, то после буквы «У» будет обозначено количество наборов питания, если стоит «0», то будут предоставлен только базовый сервис.
На седьмой и восьмой строке пишут время прибытия в ддмм и в ччмм. Для РФ – московское время, только Калининградская область, а также страны СНГ, Балтии имеют свое местное время.
Если поменялся график поезда, и вы приедете уже по новому расписанию – тут могут не написать точное время приезда. При отсутствии в этой строке расшифровки о цене, интегрируют вместе две последние строчки.

Если вы получили билет с помощью билетно-кассовых терминалов (АСУ «Экспресс-3»), у вас внизу справа будет отображен штриховой код, состоящий из номера дороги, оформившей проездной документ (2 цифры), номера пункта продажи, оформившего проездной документ (3 цифры), даты отправления пассажира (3 цифры, определяющие порядковый номер дня в году) и номера поезда (5 цифр).

Получив на руки билет, хорошенько запомните в нем все важные моменты: когда приходит ваш поезд, во сколько вы поедете, направление маршрута и т.д. – невнимательность в этом может обойтись весьма дорого как в финансовом, так и временном плане. Одна пассажирка взяла себе билетик за сорок дней до отхода поезда, и когда миновало уже 39 дней – стала уточнить время и с ужасом констатировала, что ее поезд ушел…больше месяца назад! Она всего-навсего перепутала июнь с июлем.
 
Ж/д: проезд через границу.

В отличие от процедуры прохождения таможенного контроля на авиалиниях, на железной дороге этот процесс значительно упрощается тем, что пограничники и таможенники просто переходят с одного вагона в другой, попутно проверяя документы, поскольку все заинтересованы в минимальной задержке поезда. Редко пассажиров выводят на перрон с досмотром вещей, тем не менее, чтобы не оказаться в неприятной ситуации (платить какой-либо штраф или быть снятым с поезда за отсутствие надлежащим образом оформленных документов), обязательно выясняйте, какие нужны документы и визы для въезда в ту или иную страну.

За десять минут до приезда международного поезда на пограничную станцию вы должны находиться на своих местах с подготовленными документами для проверки и багажом. Если вы в это время выйдете в другое купе или будете находиться в коридорчике – вполне рискуете получить тот же штраф или можете быть выдворенными из поезда.
 
Ж/д: провоз детей

Если вы берете ребенка, которому не исполнилось пять лет, вам разрешается не оплачивать на него отдельный билет при одном условии, что он не занимает отдельное место, а если возраст его составляет от пяти до десяти лет, уже необходимо купить детский билет. И помните, что вы не имеете права отправлять ребенка моложе десяти лет в самостоятельную поездку, и если на авиалиниях путешествие без сопровождения еще допускается (самолеты более безопасны), то в поездах во избежание случайных травм и падений за перрон ребенок в одиночку ездить не может.

Заграничная поездка для ребенка младше четырнадцати, не требует дополнительных документов, кроме собственного загранпаспорта или родительского загранпаспорта, в котором он отмечен, при условии, что ребенок едет с одним из родителей, а для пересечения стран СНГ достаточно свидетельства о рождении. Кстати, детям старше семи лет нужно иметь свою фотографию в загранпаспорте родителя, а четырнадцатилетние вполне могут пересекать территории СНГ по российским паспортам.
 
Ж/д: перевозка багажа

Для беспрепятственного провоза всех своих вещей на одного путешественника, их общий вес допускается не более 36 кг в обычных вагонах плацкартного типа, а в купейных до 50 кг, да и весь багаж должен быть достаточно компактным, без острых выступающих углов, общий трехмерный размер которых не превышает 180 см.

Если у вас нестандартный багаж, превышающий разрешенный бесплатный вес – вы можете дополнительно взять 4 билета для размещения 150 килограммового багажа в отдельном купе, для 50 кг багажа приобретаете один дополнительный купейный билет, для 14 кг багажа – оплачиваете специальный тариф с пометкой в билете «багаж на руках».

Если вам нужно транспортировать детскую колясочку, небольшую лодку, велосипед – они должны быть упакованы в собранном виде и влезать в габариты в отведенных для ручной клади местах.

Электронно-бытовую технику, по размерам превышающую 180 см и независимо от веса, можно перевозить только в единичном экземпляре на один проездной документ, и оплачивается она как билет для багажа 30 кг, проездном документе будет пометка «багаж на руках». Если на авиарейсах за благополучный транспорт багажа отвечают авиакомпании, то здесь, на железнодорожных линиях, только от вас зависит его целостность.

Провоз животных

Вы можете взять своего любимого питомца (начиная от мелких животных, птиц, и заканчивая кошками и небольшими собаками) с собой в любой вагон за исключением двухместных купейных и вагонах с повышенной комфортностью.

Небольшие по размерам звери и птицы обязаны находиться в соответствующей клетке, сумке или пластиковом контейнере с циркуляцией воздуха и размещаться на багажных местах, также не забудьте взять ветеринарную справку для них. Если вес питомца составляет до 20 кг, вы платите как за двадцатикилограммовый багаж, а если превышает – идет фактическая оплата по весу.

Крупные собаки должны быть с ошейником, поводком и намордником, размещаться могут в отведенном нерабочем тамбуре первого за локомотивом вагона или в отдельном купе при условии, что вы оплачиваете все его места (2 или 4 в зависимости от типа купе). В последнем случае советуем учитывать одну особенность: при поездке по России вы можете не платить за собаку сверх оплаченных мест в купе, но если вы направляетесь в страны СНГ, надо за нее заплатить как за двадцатикилограммовый багаж. Что же касается собак-поводырей, никаких дополнительных плат с хозяина не требуется, и они могут путешествовать в любом вагоне.
 
Ж/д тарифы

При покупке билета неизбежно всплывает вопрос: возможно ли сэкономить кровные денежки и потратить их только на самые необходимые услуги? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно просто ознакомиться со стоимостью билетов по тому или иному направлению на сайтах, предлагающих услуги по их продаже. Советуем вам прикинуть, нужна ли будет в пути постель, поскольку в последнее время стала распространенной практика включения ее стоимости в цену билета. Отказавшись от белоснежного комплекта, будьте готовы к тому, что вам могут не дать матрац с подушкой даже в незаправленном виде и дорогу придется проехать либо сидя, либо лежа на голой обивке полки.

Как правило, в самые горячие периоды, когда начинаются массовые поездки в отпуска, на пред- и постпраздничные дни билеты становятся ощутимо дороже, т.е. индексируются в определенных процентах на короткий период. В обычные дни устанавливаются усредненные расценки, а в периоды, когда путешествие на поезде слабо востребовано – цены могут даже снижаться. Все это делается для оптимального регулирования людского потока, поэтому, если вы не спешите, имеет смысл брать билет на дату, не стоящую близко к праздничной или сезонной массовой поездке. Например, если вы учитесь и хотите к первому сентябрю попасть на занятия – не рекомендуется брать билет на даты ближе к концу августа – есть даже риск, что вы вообще не уедете нужным прямым поездом или уплатите больше, чем планировали.

Ежегодно правила льготного проезда могут меняться, поэтому мы опишем, какие имеются возможности в 2010 году у социальных групп, подпадающих под категорию льготников. Ученикам школ и студентам на дневном обучении с 1 января до 15 мая 2010 года можно получить половинную скидку на билеты пригородных и дальнего следования поездов, для этого им достаточно показать справку с места обучения или студенческие билеты. Для других льготников при себе нужно иметь паспорт, удостоверение о льготном статусе и справку о получении социальных услуг из Пенсионного фонда, а для москвичей и жителей Московской области вполне хватит единственного документа – социальной карты, по которой можно перемещаться в пределах Московской железной дороги и Октябрьской железной дороги (участок Москва – Тверь).
 
Категории поездов

Существуют несколько категорий поездов, которые различаются скоростью движения и дальностью поездки. И делятся они на скорые, пассажирские, дальнего следования, местного сообщения и пригородные. Нужно отметить, что скорые поезда делают в пути непродолжительные остановки и меньше по количеству, чем пассажирские, и придется дополнительно раскошелиться за скорость, примерно на двенадцать процентов больше.

Ниже укажем номера поездов и их названия, а также их категории:
- скорые пассажирские (круглогодичного обращения) 1-148;
- скорые пассажирские (сезонного обращения) 201-298;
- скоростные 151-168;
- ускоренные 171-198;
- пассажирские летние 301-399;
- пассажирские разового назначения 400-499;
- разового назначения, летние 500-599;
- местные 600-699;
- туристско-экскурсионные 800-899;
- почтово-багажные, грузопассажирские 900-999;
- пригородные 6000-6999.

Но это разделение является чисто условным. Нередко границы диапазоны номеров различных категорий поездов не соблюдаются, и поезд одной категории получает номер, относящийся к примыкающей категории. Связано это с тем, что количество поездов одной категории в силу определенных причин увеличивается, а поездов другой категории – уменьшается.

У всякого вагона есть усеченное обозначение (в скобках указаны символы, используемые на билетах системы «Экспресc»):
СВ(Л) мягкий с двухместными купе;
СВМ(М) мягкий с двух- и четырехместными купе;
М мягкий с четырехместными купе;
К(К) купейный с четырехместными купе;
КБ купейный с купе-буфетом;
КР купейный с радиостанцией;
ПЛ(П) некупейный со спальными местами (плацкартный);
О(О) некупейный с местами для сидения (общий);
ОБЛ(С) межобластной с местами для сидения;
Р вагон-ресторан;
П почтовый;
Б багажный.

Для перевозок людей по Российской железной дороге используются, в основном, жесткие составы, подразделяющиеся на общие и плацкартные вагоны, в первых насчитывается 81 сидячее место, во вторых – 54 спальных; купейные вагоны с 36-ю местами и отдельным купе для проводников; мягкие с 9-ю двухместными купе; межобластные с креслами для сидения (62 места). Также используются вагоны RIC первого и второго класса по 22 и 33 мест соответственно.
 
Нумерация мест в вагоне

Чтобы вам было легче ориентироваться в проставляемых в ваш билет цифрах, указывающих на конкретные места в вагонах, проиллюстрируем на схемах разброс нумерации в разных типах вагонов. Зная эти особенности, вы выберете самый подходящий номер с учетом ваших потребностей, например, если вы молодая мама с ребенком или находитесь в почтенном возрасте, когда очень неудобно запрыгивать на верхнюю полку – всегда можете просить нижнее место или выбрать его при заказе билета на сайте.

Обращаем ваше внимание на то, что в плацкартных и купейных вагонах все нижние места идут под нечетными номерами.

1 - Нумерация мест в плацкартном вагоне

2 - Нумерация мест в купейном вагоне

3 - Нумерация мест в вагоне Люкс

4 - Нумерация мест спального вагона международного сообщения

Думаю, вы уже заметили, что боковые места в плацкартном вагоне идут от 37 до 54, у прохода они очень нежелательны из-за часто проходящих мимо людей всех возрастов, кроме всего прочего, есть большой риск быть обворованным прямо на ходу. А если вам достался билет на верхнюю боковую полку – приготовьтесь совершить опасный маневр, чтобы без риска для себя достичь своего места.

Помимо этого, самыми неудобными считаются и места, прилегающие к туалету, дверь которой постоянно со стуком захлопывается, чем создает повышенную нервозность у пассажиров и способно вывести из самого благодушного настроения практически любого путешественника.
 
Как в самолете устроиться с комфортом

В небе летают множество типов самолетов и компоновка салонов машин одного типа у разных авиакомпаний заметно отличается. Но принцип расположения "хороших" и "плохих" мест все же сохраняется. Так какое же место лучше выбрать, чтобы провести перелет с наибольшим комфортом?

У перегородки между салонами
+ Больше места для ног, чем на обычных местах.
- Столик часто не впереди, а выдвигается из подлокотника - и поэтому поднять подлокотники нельзя.
- Обычно эти места дают семьям с маленькими детьми. Сядешь рядом - есть риск весь полет слушать плач.

Место после неполного ряда
+ Бывают такие ряды: вместо трех сидений два. Если вам попадется место за укороченным рядом, считайте, что повезло: впереди места побольше, и перед вами - никого.

У аварийного выхода
+ Простор - перед вами куча свободного места, можно ноги вытянуть.
- Часто не откидывается спинка вашего кресла.
- Эти места не получить во время регистрации на сайте. Обычно их предоставляют тем, кто, по мнению сотрудников авиакомпании, в случае чего сможет открыть этот выход (то есть у вас хватит на это сил и вы готовы объясниться с экипажем на иностранном языке, если летите зарубежной компанией).

В хвосте
- Меньше места со всех сторон: самолет ближе к хвосту сужается.
- Как правило, именно в хвосте и туалет, и кухня со всеми вытекающими минусами.
- По традиции, на чартерах здесь собираются шумные компании.
+ Часто последние ряды остаются полупустыми - есть шанс, что в вашем распоряжении будут три сиденья, можно растянуться во весь рост.

У кухни (в середине или в хвосте)
- Все время суета и шум: бортпроводники возятся с едой, тележками и чайниками.
+ Всегда можно попросить воды и чая. Или добавки обеда. А заодно познакомиться с симпатичной стюардессой.
У туалета (в середине или хвосте)
- Весь полет рядом с вами будут толпиться жаждущие попасть в клозет, облокачиваться вам на голову - поспать вряд ли получится.

ПОЛЕЗНАЯ ССЫЛКА
Seatguru.com - схемы салонов самолетов разных типов многих авиакомпаний. Из наших, правда, есть только «Аэрофлот». Минус – сайт на английском языке.

Как заполучить кресло своей мечты?

1. При бронировании (покупке) билета
Такую услугу предоставляют многие авиакомпании. Конечно, речь идет о регулярных рейсах. На чартерах о выборе места можно не мечтать - там и время вылета часто лишь за сутки сообщают!
Но и престижные перевозчики могут ограничить аппетиты пассажиров. К примеру, British Airways предлагает выбор места при бронировании билета только путешественникам с младенцами до 2 лет, тем, кто летит в первом и бизнес-классе или в экономическом, но по более дорогим "гибким" тарифам, а также обладателям "золотых" и "серебряных" карт.

2. Во время онлайн-регистрации на рейс
Регистрация на рейс на сайте - штука удобная. Но доступная тем, кто летает регулярными рейсами, и в основном зарубежных авиакомпаний (впрочем, их из московских аэропортов летает множество - и на популярные курорты, и в европейские столицы).
Если есть возможность - регистрируйтесь на рейс на сайте! Для регистрации вам надо знать номер бронирования (он указан на электронном билете). Заходите на сайт авиакомпании, находите раздел Check-in. Регистрация начинается за сутки до вылета. В это время больше шансов, что почти все места будут вас дожидаться. Сайт показывает схему салона со свободными местами. Видны и аварийные выходы, и прочие важные детали. Мышкой кликаете на место, что вам больше нравится, все, вы зарегистрированы! Посадочный талон с указанным местом можно распечатать на принтере. Если не получается, заберете посадочный на стойке регистрации. Но полной гарантии нет и здесь. Тогда перед вами извинятся и предложат другое место.

3. В киоске самостоятельной регистрации в аэропорту
Такие есть и в "Домодедово", и в "Шереметьево". Схема та же, посадочный вылезает из автомата. Минус по сравнению с онлайн-регистрацией - когда вы приедете в аэропорт, многие места могут занять.

4. По старинке - на стойке регистрации
Этот способ - единственный для пассажиров чартеров и небольших авиакомпаний. Здесь удобные места можно только просить у девушки на стойке регистрации.
 
Чартер или регулярный рейс

Что такое чартер

Заказчиком чартерного рейса является туристическая фирма, которая договаривается с авиакомпанией, заключает с ней договор и арендует самолет на нужный ей курорт. Чаще всего чартеры летают на массовых направлениях и в пик сезона отпусков либо организуются под конкретный праздник - на Новый год, к примеру. Но существуют и круглогодичные чартерные программы - например, в Турцию, Египет, Таиланд. Компания, организовавшая чартер, может продать блок мест в самолете другим туристическим фирмам. Поэтому практически всегда одним рейсом летят туристы сразу нескольких туроператоров.

Билеты на чартерные рейсы продаются в комплекте с турпутевкой, но иногда можно приобрести их и отдельно. Стоят чартерные билеты значительно дешевле (обычно на 20 - 30% по сравнению с регуляркой). В этом, собственно, их главное преимущество. Кроме того, на некоторые экзотические пляжные курорты прямые регулярные рейсы из России просто не летают.

Есть также "отстойные" чартеры - самолет привозит пассажиров на курорт и стоит в аэропорту все десять дней или две недели, а потом везет домой. Но такие рейсы дороже и менее выгодны, сейчас их уже редко используют.

Билет вы получаете вместе с путевкой и другими документами либо в офисе турфирмы накануне вылета, либо непосредственно в аэропорту. Это обычная практика, поскольку билеты на чартеры выписываются незадолго до даты вылета. Кроме того, в зависимости от загрузки туроператоры могут поменять самолет на более или менее вместительный, объединить рейсы и так далее.

Правда ли, что чартеры чаще задерживают?

Да, это так. А вот почему? Задержки чартерных рейсов чаще связаны с плохой погодой. Сильный туман, проливные дожди - как результат плохая видимость и другие неприятные сюрпризы. Они, в первую очередь, бьют по работе крупных, а значит, наиболее перегруженных аэропортов. Накапливается целая цепочка из отмененных рейсов. Когда погода налаживается и вылеты разрешают, зеленый свет сначала дают регулярным рейсам, так как они всегда в приоритетном положении по сравнению с чартерами.
Еще одна причина - технические неисправности самолетов. Если у авиакомпании возникает проблема с самолетом, то в первую очередь исправный борт поставят на регулярный рейс, даже если придется задержать чартерный. Другими словами, при прочих равных условиях преимущество на стороне регулярных рейсов. А поскольку чартеры на одном направлении, как правило, соединены в цепочку (одних туристов самолет привозит, а других забирает), то при задержке одного рейса сбивается расписание всех последующих вылетов.

К тому же чартерам часто достается неудобное время вылета - часов так в пять утра.

Выгоды "регулярки"

На регулярный рейс в отличие от чартера можно купить билет с открытой датой или только в одну сторону.

На билеты "регулярок" распространяются разные скидки (студенческие, для пенсионеров и другие), сезонные акции.
Для часто летающих регулярными рейсами пассажиров есть программы премирования (к примеру, "Аэрофлот-Бонус") - за каждый полет на персональный счет зачисляются бесплатные мили. Накопите нужное количество миль - получите в подарок бесплатный полет или право путешествовать бизнес-классом! Мили начисляются в зависимости от дальности перелета. Например, за вояж в Париж вы получите около полутора тысячи миль, а в Сочи - 880 и так далее. Чтобы вам досталась премиальная поездка эконом-классом, например, в Прибалтику, нужно иметь в своей копилке 15 000 миль. А для перелета в Италию -25 000.
 
Сверху