История создания музыки

  • Автор темы Прошёл мимо
  • Дата начала
П

Прошёл мимо

Тема есть!!!

Привет. Вот такая тема, где будут любопытные факты и истории о любимой нашей классической музыке.
 
П

Прошёл мимо

Вольфганг Амадей Моцарт "Реквием"
Загадочная история о Человеке В Чёрном.

Взято с http://www.russianmontreal.ca/meetingplace/
Автор - Юлий Туровский.




Через неделю после премьеры "Волшебной флейты" и за 58 дней до своей смерти Моцарт находился в чрезвычайно весёлом расположении духа: ему пришло в голову незаметно пробраться вечером субботнего представления его оперы в оркестр и ошеломить всех неожиданным аккордом, отсутствующимв партитуре. Что он и сделал к ужасу дирижёра и к восторгу оркестрантов.Это был очень насыщенный работой день: он писал с раннего утра до 1ч. 30 и проголодался так, что, проглотив свой обед, тут же послал слугу купить чего-нибудь ещё поесть. Насытившись, продолжалёработать до самого спектакля.

"Да! Ты, видимо, отнесла мои жёлтые зимние штаны в чистку, - писал великий композитор своей жене в Баден тем же вечером, - я нигде их не могу найти"...; Ничто, вроде бы, не предвещает близкой смерти... В то же время работа, которой он был занят целый день, скорее всего, была партитурой "Реквиема"...

Однажды, как вы знаете из маленькой трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери", к Моцарту явился с визитом человек, одетый во всё чёрное, заказал Реквием и скрылся. Моцарт с восторгом окунулся в работу. Но чем больше он работал, тем более он чувствовал, что пишет Реквием для самого себя.

В ноябре он слёг - запоздалый на 200 лет диагноз предполагает "ревматическую лихорадку", и через 2 недели Моцарт умирает. Ещё за несколько часов до смерти он даёт своему ученику Зюсмайеру указания, как закончить "Реквием" после его смерти.

А как же Сальери?!!Честно говоря, никаких серьёзных доказательств причастности Сальери к смерти Моцарта нет. Но разве нужны доказательства, когда и без них всё так здорово получается. "Над вымыслом слезами обольюсь", - читаем у того же автора. Да и нам ли уж с тобой, дорогой читатель, удивляться, если невиновного обвинят "во благо грядущих поколений"? Как говорится, "оперу пишут - щепки летят". А репутация - дело стойкое, и вот уже много лет спустя приглашает старый Сальери молодого Россини пообедать вместе, а тот как бы наивно спрашивает у старика: "А не опасно?.."

С другой стороны, Сальери, конечно, было бы грех жаловаться: ну кто бы сейчас помнил его имя и ставил бы в программы концертов, да ещё рядом с Моцартом, если бы он его не...Вот классический урок всем специалистам по маркетингу: какие результаты может давать толковое паблисити!

Но вернёмся к нашему "чёрному человеку". 172 года люди ломали себе головы: кто бы это мог быть? Выдвигали самые невероятные предположения, исписали тысячи страниц, пока, наконец, в 1964 г. не нашли в городском архиве одного из пригородов Вены бесценный документ, написанный в 1839 г. местным музыкантом по имени Антон Герцог, под названием "Правдивая и подробная история Реквиема Моцарта".

Здесь мы впервые сталкиваемся с именем богатого аристократа, графа Франца фон Вальсег (von Walsegg), владельца многих имений и земель в Австрии. После женитьбы он поселился в своём дворце недалеко от Вены. Будучи страстным любителем музыки, граф устраивал каждый вторник и четверг квартетные вечера, длившиеся по 3 часа, в которых сам принимал участие то как флейтист, то как мойколлега-виолончелист. Переиграв таким образом почти весь существовавший в ту пору репертуар, он стал анонимно заказывать многим композиторам новые сочинения, щедро их оплачивая, но становясь их монопольным собственником.

Антон Герцог, бывший вторым скрипачом в квартете графа, вспоминает, что тот любил мистифицировать своих музыкантов, предлагая им угадывать автора очередного сочинения. Страсть к мистификации заставляла его даже переписывать эти сочинения своей рукой, чтобы скрыть имя автора.Верноподданные музыканты "высказывали предположение", что музыка написана самим господином графом, на что он отвечал загадочной улыбкой, радуясь тому, как он провЕл музыкантов, которые, в свою очередь, забавлялись торжествующим видом своего патрона, уверенного в успехе своей мистификации.

Такая идиллия продолжалась несколько лет, как вдруг молодая жена графа, едва достигшая 21 года, внезапно умерла 14 февраля 1791 года. Безутешный граф отправляет своего посланца, одетого в траур по случаю смерти графини ("мой чЕрный человек"), к Моцарту с инструкцией заказать Реквием, который, помысли графа, должен был бы исполняться ежегодно в день еЕ смерти, ни в коем случае, по обыкновению, не открывая имени заказчика. Моцарт, по уши в долгах, "заломил" цену в 100 дукатов и принялся писать. Но, как вы знаете, 5 декабря 1791 года Моцарта не стало.

И только в 1990 году обнаружился документ - счёт за панихидную службу в церкви St. Michael в Вене, организованную друзьями Моцарта через 5 дней после его смерти: за бой колоколов - 3 флорина 36 крейцеров; за поминальную службу - 14 фл. 20 кр., служкам - по 18 кр., за Реквием (!) - 6 фл. Вот и замкнулся круг- Моцарт хоронит Моцарта (предчувствие его, к сожалению, не обмануло).Вот вкратце и вся история.
 
П

Прошёл мимо

И ещё о Реквиеме, взято с classics.burns.ru (классики ЖГУТ!!!)

Фраза «Моцарт написал Реквием для себя» давно стала расхожим выражением. И действительно, это последнее сочинение композитора осталось незавершённым из-за безвременной его кончины. Смерть Моцарта давно покрыта ореолом таинственности, едва ли не мистичности. Каких только теорий не строили исследователи – вплоть до государственного или масонского заговора! Столь же зловещим многим представляется и история создания Реквиема – хотя большинство вопросов уже не представляют из себя никакой загадки. Итак, кто же был тем таинственным незнакомцем в чёрном, который заказал Моцарту заупокойную мессу? Считается доказанным, что посланник действовал по приказу графа Вальсега, знатного вельможи, увлекавшегося музицированием, который решил выдать произведение порядком подзабытого композитора за своё. Отсюда и желание сохранить сам факт сочинения Моцартом нового произведения в тайне, и повышенные меры предосторожности, и щедрое вознаграждение.
Что касается самого Реквиема, точнее того, какова роль ученика Моцарта Зюсмайра в его создании, то тут существуют самый полярные точки зрения, но с некоторой долей определенности можно сказать следующее: все первые 8 номеров полностью выписаны самим композитором, а остальное – восстановлено по его наброскам. И хотя ученик после смерти учителя пробовал оспаривать авторство последних разделов произведения, на долю Зюсмайра относят в первую очередь оркестровку оставшихся частей, процент же его собственной музыки в Реквиеме принято считать ничтожно малым. Сочинение быстро обрело заслуженную популярность, которой оно пользуется и по сей день.


Здесь вы можете скачать текст Реквиема и его перевод с латыни.
 

Вложения

  • Requiem.doc
    57,5 KB · Просмотры: 14
M

Merlinwinner

Гений

Слушай! классаня статья! Какой человек - такова его жизнь. Красиво и одновременно печально. Вообще я считаю, что Моцарт - самый гениальный композитор. В программе "Поле Чудес" вопрос был про него, что кто-то для него написал сложное произведение, Но Моцарт все-таки сыграл его, при помощи носа:rolleyes2: .

Я думаю не каждый может так!!!
 
П

Прошёл мимо

Не совсем так легенда звучит. Моцарт с другом (вот запамятовал, с кем), поспорили, кто напишет пьесу такую сложную, что другой не сможет сыграть.

И друг Моцарта не смог сыграть пьесу и сказал, что для того, чтобы её сыграть надо три руки.

А Моцарт показал, как сыграть собственную пьесу в две руки и один нос.=)
 

RamonA07

Девушка
Про «волчью квинту», или Как до-диез стал равен ре-бемолю.

материал взят из "Великие музыкальные именя" Э.И. Великович

И.С.Бах



Во временя Баха музыканты сами настраивали свои клавикорды и клавесины. Бах владел этим искусством в совершенстве: всегда сам менял сработавшиеся перышки в клавесине и тратил на его настройку не более четверти часа. «При его способе настройки, - читаем у Форкеля, - все 24 тональности были в его распоряжении, и, импровизируя, он делал с ними все что угодно». Что же это за способ настройки? Он отличался от общепринятого тогда натурального строя, при котором диез всегда звучит чуть выше бемоля. В пении, к примеру, или на струнных, где исполнитель непосредственно прикасается к струне, такой строй легко достижим, но на клавишных он приводил к страшной фальши: если квинта до – соль звучала абсолютно чисто, то квинта до-диез – соль-диез была так нестерпимо фальшива, что ее прозвали «волчьей». Оттого на клавесинах нельзя было играть в тональностях с тремя, четырьмя и большим количеством знаков.

Бах применял темперированный строй, то есть уравнивал до-диез и ре-бемоль, поэтому фальшь, образуемая их неравенством, распределялась равномерно по всей октаве и становилась незаметна. Благодаря темперации на клавесине стало возможно играть в тональностях с любым количеством знаков. Бах доказал это своим сборником «Хорошо темперированный клавир». Прелюдии и фуги расположены там в порядке хроматической гаммы: первая – до мажор, третья –до-диез мажор. Тональность эта с семью диезами была совершенно невозможной на инструменте натурального строя, и , словно насмехаясь над твердолобыми упрямцами, выступавшими против темперации, Бах строит прелюдию на обыгрывании «волчьей квинты», которая звучит у него звонко, весело и абсолютно чисто.
 
T

Twirl

Про Реквием.
На самом деле, конечно, все было не совсем так, как принято описывать в популярных книжках.

Никаких "подробных указаний" Зюссмайру Моцарт не давал (лихорадка не очень способствует). Затея с продолжением Реквиема - на совести его жены Констанцы, для т.сказать придания Реквиему "товарного вида" (понятно, что никто не купил бы ни недоделанный, ни законченный абы как Реквием). Целиком на похоронах Моцарта Реквием не мог звучать, скорее всего речь идет об 1-2 номерах.

Что касается Сальери, то завидовать Моцарту у него не было никаких причин: слава его была в зените, и Моцарт его не сильно смущал. Достаточно сказать, что театр "Ла Скала" был открыт оперой Сальери.
 
Сверху