Этика и фотография

Kat'enok

Ословед
Навеяно размышениями, размышления навеяли.
"Снимать стоит абсолютно все. Во время съемки никаких внуренних запретов быть не должно" (с) фотокорреспондент С.Пономарев.
"Лучше снять и извиниться, чем не снять и не извиниться" (с) из книги "В фокусе фоторепортера"
Ваше мнение: должны быть/есть ли/нужны ли какие-либо ограничения на съемку? Насколько этично снимать горе людей, смерть, отчаяние, войну?
 

    ShaDer

    очки: 1
    Хорошая тема.
P

Pixelvania

На юридическом форуме как-то поднимали такую тему фотографы. Ссылку дать не могу - потерял.
Но общий итог цитирования многочисленных документов примерно такой: запрещено фотографировать секретные и стратегические объекты, а также там, где вход осуществляется по приглашениям и/или билетам, т.н. частные вечеринки и закрытые клубы, также на частной территории без разрешения владельца. Все остальные места можно фотографировать и всех охранников можно смело посылать, т.к. они своим запретом нарушают закон.

Насчет людей. Если Вы хотите получить коммерческую выгоду от фотографии (журнал, выставка и т.п. что подразумевает выплату денег фотографу), то Вы должны получить разрешение от людей, изображенных на снимке. Во всех остальных случаях ничего не надо (речь не идет о фото, снятых сквозь щель в заборе, тут могут быть другие проблемы)
Это все с точки зрения закона в вольном изложении и может быть, что не совсем неверно.
Моральные ограничения только в голове у фотографа.
 

pyJIoH

Ословед
Кстати согласен что, если нет коммерческой выгоды и содержимое фотографий не противоречит закону,
то съемка разрешена. Кратко говоря, разрешено все что прямо не запрещается законом.
Остается с ним познакомится и вперед
 

Kat'enok

Ословед
С юридической стороной более ли менее момент понятен.
Меня вообще-то интересовало другое, что Pixelvania упомянул мимоходом. А именно вопрос: насколько этично снимать горе людей, смерть, отчаяние, войну? Демонстрировать эти снимки общественности? Стали бы вы щелкать затвором перед лицом людей, переживающих страшные минуты (теракты, убийства, похороны и т.д)?
 
P

Pixelvania

Встречный вопрос - например, Вы работате в СМИ и получили от редакции задание отснять последствия ужасной автокатастрофы и т.п.
Вы откажетесь от своей работы? Причем заранее известно, что снимки будут опубликованы...

Каждый фотолюбитель этот вопрос решает для себя лично сам.
Или Вам нужен пофамильный список с ответами да-нет?
 
Z

zse

А именно вопрос: насколько этично снимать горе людей, смерть, отчаяние, войну? Демонстрировать эти снимки общественности?
Гм, а в чем вообще проблема? Кто-то ведь должен это показать. Документальное кино ведь тоже снимают. Снимать по-моему без проблем.
Другой момент - сняли Вы автокатастрофу, там ужасного вида трупы. Вот явно родственникам будет очень неприятно, что их братьев/отца/детей покажут в таком виде. Вот тут явно нужно согласовывать.
 
P

Pixelvania

Ну просто в качестве примера известный в определенных кругах фотограф Неверов
http://neveroff-harley.livejournal.com/
Фотографии там по ссылкам.

Впечатлительным, нервным, беременным лучше воздержаться от просмотра !!!!

ЗЫ. Я такое даже за большие деньги не стал бы снимать, хотя такие снимки очень хорошо остужают излишне горячие головы, недаром они выскакивают на многих авторесурсах в сети.
 
Z

zse

Ссылки ведут на сайт, где надо регетиться и т.д. То есть так просто картинки не посмотреть.

Хватает и тех, на которые регаться не надо. Вот они собственно
http://neveroff-harley.livejournal.com/40503.html#cutid1
http://forester-moscowclub.ru/viewtopic.php?t=69

Этика...
Это понятие нужно разбирать в каждом конкретном случае. Вот когда шел по ссылкам, даже и не думал, что там такое увижу. у нас на форуме, скажем, я считаю такие "шедевры" НЕ ДОПУСТИМЫМИ...
 

mmas

Ословед
Что-то я так и не смог по ссылке ничего посмотреть... вместо фото - банер "Photobuket.com Bandwidth Exceeded"
 

skydiver

Модератор
Насколько этично снимать горе людей, смерть, отчаяние, войну?
Когда я был моложе, лет на ...дцать, то работал одно время разъездным фотографом. Наиболее крупным заказом были... похороны.
Родственники усопшего не обращали на фотографа внимания. Разногласий по оплате позже тоже не возникало, несмотря на то, что тираж был довольно солидным (родственников-то много) и влетал в копеечку.
Так что проблема не в съемке (объект съемки может даже не замечать фотографа - мало ли людей с фотоаппаратами и от всех шарахаться?), а в публикации из-за того, что обобщение и освещение события имеет прямую связь с конкретными людьми. Ведь фотохудожник видит событие (объект) по-своему и его вИдение может не совпадать с вИдением объекта съемки. А посему фотограф должен получить согласие на публикацию.
 
P

Pixelvania

--------------------------------
СЕРГЕЙ ТРАПЕЗИН
ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ФОТОСЪЁМКИ


<FONT color=#505050 size=3>

Многие фотолюбители, нашедшие или только рыщущие в поисках своего призвания, отдают предпочтение уличной, репортажной, жанровой или просто городской фотографии. Старые уютные улочки, обитатели городских окраин, зеваки у витрин магазинов, ловцы удовольствий в городской кутерьме – тот материал, на котором они строят свои работы. Этих пилигримов захолустных дворов, к которым автор с некоторой самонадеянностью относит и себя, можно легко отличить от вечно догоняющих свою экскурсию туристов с фотоаппаратами по неторопливости обращения с камерой, по взорам, жадность которых направлена не на торчащую у всех на виду достопримечательность, а на происходящее вокруг, на обстановку. Для них главное – быть вовремя там, где что-то происходит или увидеть нечто там, где ничего не происходит. Это внимательные зеваки с фотоаппаратами. Помните рассказ О.Генри «Комедия любопытства»? Так вот - это как раз про нас, только теперь мы вооружены камерами.
Если же говорить серьезно, то каждый фотолюбитель, хоть иногда снимающий в людных местах, своим нелепым (с точки зрения окружающих) выбором объекта съемки и ракурса, долгой подготовкой и ожиданием кадра нет-нет, да и вызывает любопытство и недоумение прохожих. Но как показывает практика – не только прохожих.
Вы упорно ищете нечто достойное съемки, потом долго выбираете точку съемки и ракурс, замираете, ожидая удачного стечения обстоятельств (света, отражений, выражения лиц, направления взглядов) - и вот, когда от нового слова в фотографии вас отделяет лишь нажатие кнопки, вы вдруг боковым зрением обнаруживаете быстрое приближение человека в униформе. Причем именно к вам. Причем именно из-за того, что вы здесь что-то снимаете. Не важно что. Это вы уже потом понимаете, что попали в зону обзора камер наружного видеонаблюдения какого-то супермаркета, которого вы и не заметили. А далее, как правило, происходит диалог глухого со слепым. В лучшем случае вас просят прекратить съемку и поискать удачу у магазина конкурентов, в худшем же… Впрочем, будем рассчитывать на лучшее. На вежливую просьбу обосновать законность такого требования, то есть дать ссылку на закон, по которому съемка в данном конкретном месте запрещена, мне доводилось слышать в ответ от простого человеческого «иначе меня с работы выгонят» до угрожающего «иначе у тебя будут проблемы со здоровьем». И дело происходило совсем даже не на военном объекте. Во время прогулки с ребенком в коляске и фотоаппаратом в районе «Новой Остоженки» в Москве я имел неосторожность проявить «нездоровый» фотографический интерес к одному из немногих оставшихся там деревянных домиков (с надписью «Памятник архитектуры. Охраняется государством», кстати сказать). Оказывается, в кадр мог попасть один из строящихся особняков.
Пока таких случаев было два-три, автор списывал это на свою, возможно, подозрительную внешность брюнета, на невезение, на что угодно. Однако беседы с соклубниками (единомышленниками), а также обсуждения на форумах фотографических сайтов Интернета убеждают в том, что это не единичные случаи, а система. Даже можно сказать культура российского «секьюрити», взращенная, видимо, еще советскими вахтерами. Да и не только российского – фотолюбители на Западе, судя по их рассказам и по некоторым статьям, также сталкиваются с проблемой незаконных запрещений фотосъемки. При этом не стоит, дорогие читатели, надеяться на то, что в вас распознают безвредного любителя по модели и явной «маломощности» вашей камеры. Ваша опасность измеряется исключительно в минутах, затраченных на поиск нужного ракурса и ожидание кадра.
Я постоянно употребляю слово «фотолюбитель», а не, например, фотограф для того,
чтобы подчеркнуть, что хотя проблемы, описываемые в данной статье, касаются всех, но непрофессионалы и даже профессионалы без «корочки» оказываются ничем не прикрытыми. Журналисты все-таки имеют для своей защиты статью 144 Уголовного Кодекса РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»), «Закон о СМИ» и, в конце концов, удостоверение. Хотя и журналисты сталкиваются со всеми описанными проблемами и, наверное, даже чаще.
Кроме различного рода охранников вполне реально встретить сопротивление со стороны обычных людей – прохожих, участников задуманной или подсмотренной вами сцены. Их нежелание сниматься по-человечески понятно: мало ли кто и для чего меня снимает? Причем сопротивление так же, как и в случае с охранниками, вероятнее всего не будет основываться на законе. Тем не менее, для того, чтобы чувствовать себя цивилизованным и уверенным, необходимо, по моему мнению, точно знать – что, где и когда можно по закону, а что – нельзя. Подчеркиваю, что речь идет о законности, которая, заставляю себя в это верить, хоть и имеет с этичностью много общего, но все же это не одно и то же.
Прежде всего, необходимо научиться различать право на съемку и право на публикацию и распространение. Не все то, что вы имеете законное право снимать, вы можете впоследствии публиковать без выполнения определенных ограничений.
Сразу оговорюсь, что я не юрист, просто мне как любителю стало интересно выяснить не только то, что говорит закон, но и насколько легко это выяснить.
Анализ российского законодательства показал, что явно права и обязанности фотолюбителей нигде не описаны. Впрочем, это не сюрприз. Слово «фотография» - в том значении, которое нас с вами интересует (а именно – акт творчества и творческое произведение) также встречается крайне редко. Тем не менее, есть как обнадеживающие моменты, так и положения не в пользу человека с камерой.
В явной форме разрешение фотографировать для "нежурналистов" найдено только для животного мира в Федеральном Законе "О животном мире": "Пользование животным миром в научных, культурно - просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях посредством разных форм наблюдения, мечения, фотографирования и иных методов исследования без изъятия объектов животного мира из среды обитания допускается без специального разрешения и бесплатно, если эти методы не наносят вреда животному миру или среде его обитания и не нарушают прав пользователей животным миром, другими природными ресурсами, а также прав собственников земель, землевладельцев, землепользователей, владельцев лесного фонда, за исключением случаев, когда такое пользование запрещено."
В "Кодексе РФ об административных правонарушениях" есть только одно запрещение на фото: Статья 11.17 "Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте", п.4: "Нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна -влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда с конфискацией пленки."
При этом Статья 75 "Воздушного кодекса РФ" ("Использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна") гласит:
"Использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."
Статья 22 Федерального Закона "О физической культуре и спорте в РФ" накладывает сл. ограничения на съемку спорта:
"2. Государственные службы по телевидению и радиовещанию обеспечивают в приоритетном порядке финансирование программ физкультурно - оздоровительной и спортивной направленности за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и других не запрещенных законом источников, телевизионные компании и радиокомпании иных форм собственности - за счет собственных средств с учетом того, что трансляция спортивных соревнований и других спортивных мероприятий по каналам теле- и радиовещания, съемки и фотографирование спортивных соревнований и других спортивных мероприятий, производство записи их изображения и их звуковые записи осуществляются только при наличии разрешений организаторов спортивных соревнований или других спортивных мероприятий либо соглашений в письменной форме о приобретении прав у организаторов спортивных соревнований. "
"Уголовно-исполнительный кодекс РФ", Статья 24. "Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания", п.5:
"Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания."
В законе "О частной детективной и охранной деятельности" нет ни слова о том, где заканчиваются их полномочия по охране. И вот что дает нам надежду:
"Основы законодательства РФ по культуре", утверждены Верховным Советом РФ 09.10.92 № 3612-1 (в редакции Федерального закона от 23.06.99 N 115-ФЗ с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ).
"Статья 4. Область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре.
Настоящие Основы регулируют культурную деятельность в следующих областях: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; ...
Статья 9. Приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп.
Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений...
Статья 10. Право на творчество.
Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.
Статья 31. Обязанности государства по обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности.
Представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики и государственных программ культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства."
Все это касалось права на съемку. Что же касается права на публикацию, то здесь требуется отдельный разговор, так как существуют нюансы, касающиеся коммерческого/некоммерческого использования результатов съемки, различий в понятиях «воспроизведение произведения», «обнародование произведения», «опубликование (выпуск в свет)» и «показ произведения». Но все эти вопросы неплохо освещены как в самом Законе «Об авторском праве и смежных правах», так и в многочисленных материалах по авторскому праву, поэтому в рамках данной статьи не рассматриваются.
Однако на одном моменте все же хотелось бы остановиться. В дискуссиях по вопросу можно ли выносить на суд общественности результаты творчества, на которых изображен какой-либо человек без разрешения этого самого человека, как правило, приводится ссылка на статью 514 Гражданского кодекса еще тогда РСФСР образца аж 1964 года, которая гласит:
«Статья 514. Охрана интересов гражданина, изображенного в произведении изобразительного искусства.
Опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти - с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требуется, если это делается в государственных или общественных интересах либо изображенное лицо позировало автору за плату.»
Не стоит снисходительно смотреть на год издания данного Кодекса, ибо «Положения данного документа применяются к гражданским правоотношениям, если они не противоречат законодательным актам Российской Федерации, принятым после 12 июня 1990 года, и иным актам, действующим в установленном порядке на территории Российской Федерации (Постановление ВС РФ от 14.07.1992 N 3301-1).». Насколько мне удалось выяснить, раздел IV (Авторское право), который содержит статью 514, не утратил силу и не противоречит нынешним законодательным актам. Поэтому статья действует. Но у нас есть 3 аргумента:
1. Можно ли назвать нашу работу произведением искусства? Мы люди скромные, поэтому мы занимаемся учебной съемкой, творчеством, но пока, к сожалению, не искусством.
2. Можно ли доказать, что мы действуем не в общественных интересах, не стоим стеной на защите, например, морали и нравственности? Нет? Тогда согласия не требуется.
3. Самое главное. Этот же раздел Кодекса сам определяет, на что распространяются его положения:
«Статья 475. Произведения, на которые распространяется авторское право.
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы или искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения.
Авторское право распространяется на произведения, выпущенные в свет или не выпущенные в свет, но выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора (рукопись, чертеж, изображение, публичное произнесение или исполнение, пленка, механическая или магнитная запись и т.п.).
Предметом авторского права могут быть:
  • устные произведения (речи, лекции, доклады и т.п.);
  • письменные произведения (литературные, научные и др.);
  • произведения драматические и музыкально - драматические, а также музыкальные с текстом или без текста;
  • переводы;
  • сценарии, сценарные планы;
  • кинофильмы, телевизионные фильмы, радио- и телевизионные передачи;
  • произведения хореографические и пантомимы, в отношении постановки которых имеются указания, изложенные письменно или иным способом;
  • произведения живописи, скульптуры, архитектуры, графического и декоративно - прикладного искусства, иллюстрации, рисунки, чертежи;
  • планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к науке, технике или к постановке на сцене драматического или музыкально - драматического произведения; географические, геологические и т.п. карты;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • произведения, выраженные с помощью механической или иной технической записи;
  • другие произведения.
Авторское право на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, признается, если на каждом экземпляре произведения указаны имя автора, место и год выпуска произведения в свет.
(в ред. Указа ПВС РСФСР от 01.03.74 - Ведомости ВС РСФСР, 1974, N 10, ст. 286)»
То есть в явном виде сказано, что если фотокарточка вами не подписана должным образом, то это – никакое не произведение, а просто бумажка. И никакого разрешения в этом случае не требуется. Вот этого никто почему-то не говорит.
Вернемся к съемке.
Возражения ваших оппонентов о том, что своим длинным объективом вы вмешиваетесь в их личную жизнь опровергаются внимательным прочтением статьи 137 Уголовного кодекса РФ:
«Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни.
1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.»
Читать страшновато. Обратимся к комментарию к этой статье:
1. В ст.ст. 23 и 24 Конституции Российской Федерации установлено право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, а сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни без его согласия не допускается. Одной из гарантий неприкосновенности частной жизни является ее уголовно-правовая защита, которая предусмотрена ст. 137 УК. В УК РСФСР 1960 г. такой статьи не было, как не было и упомянутых гарантий в Конституциях РСФСР и СССР.
2. Под незаконным собиранием сведений о частной жизни следует понимать собирание вопреки закону лицом, не уполномоченным на это, сведений о частной жизни другого лица, содержащих его личную или семейную тайну. Информация может собираться тайно, под благовидным предлогом или даже открыто путем ознакомления с документами в учреждениях и других местах, путем бесед с родственниками, соседями, сослуживцами потерпевшего, его лечащими врачами, получения ее из других источников.
3. Распространение сведений о частной жизни потерпевшего - это сообщение виновным без согласия потерпевшего о таких сведениях: третьим лицам в разговоре; оглашение в публичном выступлении на собрании, митинге, конференции; в публично выставленном произведении - листовке, плакате или рисунке; в магнитной или видеозаписях; обнародование этих сведений в печати, по радио или телевидению и т. д.
4. Ущерб правам и законным интересам потерпевшего может быть моральным или имущественным и может выразиться в недоверии со стороны других лиц, отказе в приеме на работу или увольнении с нее, в срыве выгодной сделки, в разладе в семье и т. д.
5. Оконченным преступление следует считать с момента причинения вреда правам и законными интересами потерпевшего.
6. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым или косвенным умыслом. Виновный осознает, что он совершает преступление, предусмотренное ст. 137 УК, предвидит неизбежность, а иногда - только возможность причинения ущерба правам и законным интересам потерпевшего, желает наступления этих последствий, сознательно допускает или безразлично относится к ним. Мотивом является корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность состоит в желании получить материальную выгоду. Иная личная заинтересованность может состоять в стремлении устранить претендента на вакантную должность, дискредитировать соперника или соперницу, отомстить обидчику, навредить недоброжелателю и т.п.
7. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет
8. Использование служебного положения облегчает виновному совершение преступления и создает возможность причинить более тяжкий вред правам и законным интересам потерпевшего.»
То есть для того, чтобы вы вас обвинить в этом грехе, надо доказать, что вы целенаправленно собираете о ком-то сведения, содержащие его личную или семейную тайну из корыстных целей и с причинением ущерба.
Давайте осознаем, что нам надо стремиться самим знать закон и стараться приучать окружающих уважать закон. Если мы все будем сразу убегать – кто ж тогда объяснит всем этим охранникам, что не только у них есть обязанности, но и у других есть права?
Теперь, когда мы более-менее представляем наши права и обязанности, предписанные законами России, задумаемся: а как вести себя в реальной ситуации на улице? Ведь бьют-то, как говорится, не по паспорту!
Вот несколько советов, в которых обобщен все более богатый, к сожалению, личный опыт автора и других фотолюбителей, поделившихся своими историями.
1. Простое правило, действующее как в России, так и в большинстве зарубежных стран, интуитивно понятное. Если вы подозреваете, что находитесь на чьей-то территории, в частных владениях и вообще в любом другом месте, доступ в которое любому желающему ограничен (билетами, пропусками и т.д.) – снимая, вы рискуете вызвать обоснованное или необоснованное недовольство владельцев, охранников или других «ответственных лиц». Все остальные места можно назвать общественными и при условии соблюдения вами простой человеческой этики никто не имеет законных оснований воспрепятствовать вашей съемке. Во всяком случае, в России. Известны, правда, случаи задержания фотографов в США за то, что к ним в кадр попал полицейский. Но задержание – это еще не обвинение в нарушении закона. Причем, находясь в общественном месте, можно снимать и частную собственность, если такая съемка не носит характера вмешательства в чью-либо частную жизнь.

2. К сожалению, в последнее время в наш повседневный лексикон вошло слово "терроризм". При этом наряду с реальной
борьбой с существующей угрозой под это дело подводится очень многое.. Но это уже другой разговор. Нам же надо иметь в виду, что всегда существовавшие законные и подзаконные акты, внутренние документы и т.д., ограничивающие нахождение и тем более съемку в окрестностях "стратегических" объектов в последнее время получили вторую жизнь и поэтому ваши действия теперь гораздо легче поставить вам в вину. Слово "стратегические" взято в кавычки потому, что наряду с традиционно стратегическими мостами, аэропортами и т.д. сейчас в эту категорию могут попасть любые другие объекты, начиная с автомагистрали и заканчивая частным ларьком чистки обуви. Поэтому учитывайте, что вероятность возникновения к вам претензий прямо пропорциональна значимости близ стоящего сооружения, которую могут ему приписать "ответственные лица" вне зависимости от слова закона. Однако, всем нам стоит помнить о том, что действительно терроризм - огромное зло, с пониманием относится к людям, призванным его предотвращать. И думать, прежде чем что-то делать или снимать.

3. Многие претензии и запреты на съемку связаны с опасениями дальнейшего коммерческого использования полученного изображения. Поэтому часто напряженность можно снять, убедив оппонента в чистоте своих помыслов. Сказав, например, что учитесь фотографии и выполняете домашнее задание. Или пытаетесь создать иллюстрацию для реферата своего оболтуса-пятиклассника.

4. Лучше всего при приближении охранника "не обращать на него внимания" до момента его обращения, а потом, улыбаясь, изобразить удивление тем, что здесь снимать нельзя и, извинившись, прекратить съемку. Всячески демонстрировать свою «непрофессиональность».

5. Если общение с человеком, у которого возникла претензия к тому, что вы его сфотографировали в общественном месте без его разрешения, происходит на языке закона, то можете смело утверждать, что вы снимали вовсе не его, а все остальное, а он наоборот оказался лишним и даже испортил кадр. Доказать обратное ему будет тяжело.

6. Помните, что снимая скрытно, даже в общественном месте, вы вызовете больше подозрений, нежели при открытой съемке, поэтому надо быть аккуратным и уверенным в успешности своих действий. Если позволяет сюжет – воспользуйтесь методом «привычной камеры» - стойте открыто и люди, вас окружающие, окажутся в положении добровольно попавших в ваш кадр и даже, возможно, вам мешающих. Иногда полезно сделать вид, что снимаете не их, а «интересное» здание на фоне, а они только мешают и вы просто ждете, пока они все пройдут.

7. Известным "секретным" методом съемки (которым я, правда сказать, сам ни разу пока не пользовался) является съемка "от пуза". Фотоаппарат прячется в жировых или одежных складках живота, либо просто безвольно болтается, а управляется либо тросиком, пропущенным под одеждой и в рукаве, либо пультом ДУ. Такая съемка не привлекает внимания и позволяет не нарушать непринужденности обстановки, но имеет 2 существенных минуса (а может и плюса) - как правило, только 1 попытка на сцену и приблизительность кадрирования (если видоискатель не шахтный).

8. Если у вас пытаются изъять пленку/флэш-карту, то можете смело обвинять изымающего в грабеже и посягательстве на частную собственность. Вне зависимости от того, что вы сфотографировали, пленка куплена вами и она - ваша собственность. Ее засветка – это порча вашего имущества. Если ее изымает милиция, то она также должна делать это по закону – с протоколом (в котором указывается законная причина), в присутствии понятых и т.д. И только изымать, но не засвечивать.

9. Если вы снимаете действительно нечто важное для вас, то неплохо иметь с собой запасную пленку/флеш-карту. Отсняв несколько кадров на одну карту, заменить ее другой – на случай, если придется все удалять под наблюдением как назло оказавшимся технически грамотным охранника. Пленку же, если успеете, замените на другую, которую можно будет в случае чего подвергнуть демонстративной засветке.

10. Если ваш конфликт с частным охранником грозит перейти в активную фазу –
демонстративный звонок в милицию или службу спасения может решить ситуацию в вашу пользу. Но помните, что может произвести и обратный эффект – все зависит от интеллекта вашего оппонента. И последний, самый главный и универсальный совет. Старайтесь избегать конфликтных ситуаций, ведите себя корректно с окружающими и объектами съемки, не ловите их в компрометирующие моменты. Улыбка – практически универсальная защита от агрессии.
 

ShaDer

Ословед
В связи с предыдущим постом возник такой вопрос:
Почему запрещено фотографировать в музеях? Часто запрета на фотографию нет, но почему-то на выставках картин из Русского музея, на выставке Шилова и т.д. фотографировать запрещено (что со вспышкой, что без вспышки). Почему?:blink:
Причём в больших музеях (Эрмитаже, Третьяковке и пр.) фотографировать можно свободно, за небольшую дополнительную плату. Правда, так было несколько лет назад, когда я там был, как дело обстоит сейчас - не знаю.
Что можете сказать по этому поводу?
 

Tanoshii

Ословед
кажется мне так, что в искусстве вообще не должно быть никаких рамок.
 

BiG TRoY

Ословед
Не давно узнал, что здание УВД фотографировать не нужно))
 
Сверху