Озерский суд в Челябинской области вынес решение по затяжной тяжбе о судьбе шестилетнего Лени, оказавшегося "невыездным" сразу после развода родителей. Мать сумела доказать, что, отказывая ребенку в возможности отдыха за границей, отец злоупотребляет своими правами на ребенка.
Нестандартная ситуация произошла 17 февраля 2010 года, когда Леня с мамой Ириной собрались лететь в Египет на десятидневный отдых у теплого моря. В свердловском аэропорту Кольцово, куда они за 150 верст добирались из Озерска, малыша остановили сотрудники паспортно-визового контроля. Они сообщили, что не могут выпустить его за пределы РФ из-за
несогласия отца, подавшего соответствующее заявление в УФМС, однако почему-то не уведомившего об этом свою бывшую супругу.
К счастью, в аэропорт отпускников на машине доставили знакомые, которые еще не успели уехать, а рейс на несколько часов был отложен - у самолета обледенел борт. На экстренном семейном совете было принято решение: Ирина отправится к морю одна, а ребенок до ее возвращения поживет у бабушки. Долгожданный отпуск матери и ребенка оказался безвозвратно испорчен.
- Я прямо из аэропорта позвонила бывшему мужу, чтобы узнать, чем вызвано его несогласие на наш отдых с сыном, - с болью в голосе вспоминает Ирина Балицкая. - Дело в том, что мы с Леней не впервые летели за границу, и до сих пор никаких возражений со стороны отца не поступало. Но он, толком ничего не объяснив, еще и поехидничал. И тогда я решила во что бы то ни стало наказать его за этот запрет, и пошла в суд.
На слушании дела отец Лени Алексей сообщил, что, написав заявление о несогласии на выезд сына за рубеж, воспользовался своим родительским правом. Почему именно он против отдыха ребенка в теплых странах, пояснить отказался. "Может, поступил так из мести, может из ревности - сам он с ребенком за границу поехать не может, потому что работал на оборонном предприятии и давал соответствующую подписку", - гадает Ирина. Однако для суда и этих доводов оказалось достаточно, чтобы вынести решение в пользу отца. Его право на отказ ребенку в выезде с территории РФ закреплено законом.
Ирина с таким решением не согласилась и подала на него апелляционную жалобу, потребовав пересмотреть дело и наказать отца за ничем не мотивированное самодурство. Она попросила взыскать с него 12 тысяч рублей стоимости пропавшей путевки в Египет и компенсацию морального вреда. "Почему я мать, которая растит ребенка одна, и не получает от его отца никакой помощи, должна страдать из-за его амбиций?" - спросила она в суде. И на сей раз была услышана.
- Отказав в удовлетворении требований матери, мировой судья исходил из того, что право отца заявить о своем несогласии на выезд ребенка за пределы РФ, закреплено федеральным законодательством, - пояснила консультант Озерского суда Екатерина Михеева. - Однако он не учел того, что в соответствии со статьей 10 ГК РФ, никаких злоупотреблений правом не допускается. А ничем не мотивированную позицию отца можно расценить, как действия вопреки интересов ребенка, лишенного отдыха на море, который оплатила его мать, и на который он рассчитывал. В пользу истицы взыскан материальный ущерб от потери путевки в размере 12 тысяч рублей. Однако в компенсации морального вреда отказано из-за отсутствия доказательств его причинения.
Все было бы хорошо, если бы на этом в истории несостоявшейся поездки можно было поставить точку. Однако вынесенный один раз запрет на выезд ребенка за границу теперь не так-то просто отменить.
- После всех судебных разбирательств Алексей согласился сходить в миграционную службу, чтобы отозвать свое заявление, - пояснила Ирина Балицкая.- Но там ему сообщили, что соответствующей процедуры… законом не предусмотрено. И теперь, чтобы выехать за границу с ребенком мне вплоть до его совершеннолетия необходимо иметь на руках вступившее в силу решение суда о разрешении на выезд с перечнем стран и установленными сроками. Поскольку в федеральной базе данных значится, что ребенок выехать за границу не может!
Действительно, по Федеральному закону №114 "О порядке выезда граждан РФ за рубеж" предусмотрено, что в случае несогласия одного из родителей на выезд ребенка этот вопрос может быть урегулирован только в судебном порядке. Нотариально заверенного согласия, которое Алексей впоследствии оформил для Ирины и Лени, для них уже недостаточно. А потому теперь вплоть до 2024 года, когда ребенку исполнится 18, бывшие супруги будут вынуждены решать вопрос поездок ребенка за рубеж исключительно в суде. Ирина сдаваться не намерена и готова раз и навсегда отсудить право сына на отдых за границей.
http://www.rg.ru/2012/06/05/reg-urfo/nevyezdnoi-anons.html